или Как фотографировать с высокой мачты на парусном судне
В 2008 году мне удалось подписать у Президента РФ Дмитрия Медведева письмо, что кругосветное путешествие в память о первой кругосветке Крузенштерна и Лисянского следует проводить на определенном паруснике, а именно, барке «Седов». Кругосветное путешествие, завершающее проект «По следам великих русских путешественников», заняло больше года (2012-2013). Для парусника оно стало первым в его жизни.
Четырехмачтовый барк «Седов» является самым крупным парусником в мире традиционной постройки и второй по величине после 5-мачтового Royal Clipper. Построен в Киле, Германия, в 1921 году. Сначала ему дали название «Magdalene Vinnen II», потом изменили на «Kommodore Johnsen». В 1945 году, в соответствии с решением Потсдамской конференции, судно было передано Советскому Союзу, и его переименовали в честь русского исследователя Георгия Седова.
«Седов» является учебным судном. Экипаж состоит из основной команды (около 50 человек) и курсантского состава (около 120). Для молодых ребят подобное путешествие – событие, которое они запомнят всю жизнь. Они станут капитанами или офицерами, но путешествие под парусами останется в памяти навсегда.
«Вид на палубу 118-метрового барка с высоты антенно-рея. Высота 22-этажного дома!», Тихий океан, 2013
Мы поднялись сюда вместе с одним из матросов (это он в кадре), которому нужно было поменять сигнальную лампу. В одиночку сюда не разрешают подниматься никому.
Наряду с курсантами я поднимался на мачты, а потом, освоившись, стал фотографировать с высоких точек. Не стоит полагать, что мало кто из фотографов сможет повторить мой опыт. На «Седов» может попасть любой желающий. Конечно, в качестве туриста. И вдруг этот фотограф не испугается и поднимается на мачту с камерой! Поэтому я считаю необходимым поделиться своим опытом.
Всего на «Седове» четыре мачты: фок-мачта, 1-ая грот, 2-ая грот и бизань. Фок - самая интересная. Я поднимался на все, кроме бизань-мачты. Самая лучшая для фотосъемки это фок-мачта, расположенная первой на палубе. Полная высота от киля до клотика составляет 63,5 м. Фактически это высота 22-этажного дома.
У многих ребят, впервые совершающих подъем на мачту, происходит огромный выплеск адреналина. А у кого-то страх... На мачте есть две промежуточные площадки с романтическим названием – марсовая площадка. Первая марсовая площадка находится примерно на высоте 3-этажного дома. Залезть на нее может практически любой человек в нормальной физической форме. Здесь можно сделать передышку. А вот чтобы попасть на вторую марсовую площадку, уже нужно совершить небольшой подвиг.
Дело в том, что примерно на высоте 40 м веревочная лестница сужается, а затем заканчивается. Необходимо перешагнуть на соседнюю лестницу, подвешенную на расстоянии полутора метров, для чего нужно сделать шаг над бездной на высоте 10-этажного дома. Одну руку отпустить, а второй схватиться за соседнюю лестницу. Очень непростой шаг.
«Первые восхождения на мачту во время пересечения Атлантического океана», 2012
Сначала тренировка идет на первой марсовой площадке. Лестница сделана таким образом, что получается горка: по одной стороне залезаешь, по другой спускаешься. Курсантов гоняют по этой горке в течение суток-двух-трех. Даже первый подъем вызывает бурю эмоций или... панику. Кто-то просто прилипает: цепляется за ванты, и его невозможно оторвать. Мой первый подъем на мачту был примерно таким же. Дико страшно и одновременно дико интересно.
Хорошо, ты преодолел себя и залез на первую марсовую площадку. Оттуда видно вторую. А еще я видел, как ребята на ней снимали фотографии на мобильные телефоны. И я понимаю: хочу быть там, чтобы сделать фотографии уже профессиональной аппаратурой. А решиться очень трудно, тем более что, когда ты лезешь вверх, пути назад уже нет. Когда объявляется парусный аврал, все бегут наверх, и ты не можешь повиснуть на вантах и всем перекрыть дорогу. Таким образом, ты должен дойти до верха, до второй марсовой площадки. И на эту 10-этажную высоту должен забежать, цепляясь руками и ногами за веревки.
Вторая марсовая площадка еще не все. За ней идут последние 15 м, и нужно подняться на т.н. антенно-рею, самое последнее перекрестие на мачте, где закреплены радио- и телевизионные антенны. Как раз оттуда я сделал один из самых удачных кадров.
Чтобы подняться на мачту для проведения фотосъемки, сначала нужно подойти к дежурному на мостике и поставить его в известность. Куда ты отправляешься, сколько времени планируешь там пробыть. Кстати, можно и не получить разрешение. Если проявишь самодеятельность и заберешься на мачту без разрешения, то могут и с судна снять.
«Шторм во время обхода мыса Горн. Съемка с бушприта», 2012
Любой человек, оказавшийся в морском путешествии, подвержен морской болезни. Она, как насморк, требует времени, чтобы переболеть. А вот на мачте к палубной амплитуде добавляется вторая, мачтовая. Голова кружится, тошнит, руки судорожно сжимают любые части, сердце бешено бьется, а в голове звучит одна мысль - «А ведь ты же собирался фотографировать!».
Первые кадры, которые я сделал с мачты, были хаотичными. Я выхватывал из-за пазухи фотоаппарат, щелкал и убирал обратно. Чтобы освоиться, мне потребовалось несколько месяцев (!), пришлось более сотни раз (!) подняться и спуститься. И только с таким опытом я смог находиться на мачте в течение нескольких часов, и даже в шторм.
Обычно я брал две камеры. Одной снимал, другая лежала за пазухой. На ноги надевал альпинистские кроссовки с прорезиненной подошвой. На руки - перчатки с обрезанными пальцами. Нельзя забывать, что канаты бывают со стальной проволокой. Также следует помнить, что на мачтах наверху есть места, где приходится буквально протискиваться в щели между канатами, поэтому все лишнее с тебя сорвет. На поясе - страховка. Я цеплялся «обезьяним хвостом» и освобождал обе руки. Так я менял карты памяти и аккумуляторы. Объективы не менял. Смысла в этом не вижу. Две камеры вполне достаточно. Конечно, можно поменять, но брызги обязательно попадут на матрицу в этом случае. А так технически это, конечно, возможно.
Связь с палубой поддерживал с помощью рации. Было несколько случаев, когда я забывал рацию, и тогда капитан в рупор сообщал мне, что пора возвращаться.
«Возвращение». С.-Петербург, 2013
Кругосветное путешествие барка «Седов» завершилось спустя 13 месяцев. Он вернулся в С.-Петербург, к набережной Лейтенанта Шмидта. Этот кадр невозможно повторить, поскольку из-за строительства вантового моста через Неву высотой 52 м (главное искусственное сооружение Западного скоростного диаметра), под ним (мостом) не могут проходить парусники «Седов» и «Крузенштерн».
Если набраться опыта и смелости, то можно выйти на мачту и встать на парус, когда он надут. Да, если он в таком состоянии, то на нем можно стоять! Однако в этом случае нужно, чтобы рядом находился матрос. На всякий случай.
Несколько раз я поднимался наверх в ночное время суток. Особо интересных кадров не сделал. Ночью освещается только палуба.
Там, где расположена антенно-рея, нет возможности пристегнуться — просто не к чему, да и сама антенно-рея толщиной всего с... палец. Фактически это два стальных прута. Фотографировать оттуда — задача не для слабонервных. Очень страшно, стремно, возникает ощущение колоссального риска. Жизнь проматывается перед глазами, как кинопленка. Одновременно испытываешь невероятную эйфорию. После такой съемки спускаешься на палубу, как на землю.
Как я поступил? Примотал себя страховкой к антенно-рее. Так и фотографировал. Именно с этой точки я сделал один из самых удачных кадров. В одном кадре умещается весь парусник длиной в 118 метров, и такое ощущение, что под тобой маленькая лодочка.
Тихий океан – огромное пространство воды, казалось бы, бесконечное, но когда пересекаешь его на паруснике, убеждаешься, что он не такой уж и большой. Как будто рядом, ты видишь корабль, идущий на расстоянии 10-12 километров. А когда он удаляется на большее расстояние, начинает исчезать прямо у тебя на глазах за кромкой горизонта. Видно, как планета закругляется на расстоянии всего 14 километров.
Alpha-советы
1. Использовать широкоугольный фикс-объектив
2. Брать две камеры
3. Брать запасные аккумуляторы
4. Надевать перчатки
5. Предварительно много тренироваться подниматься на мачту