Статьи
Sony в соцсетях
1

Когда фотограф остается наедине с самим собой

или О теории и практике автопортрета

Владимир Нескоромный
Главный редактор сайта alphapro.sony.ru

Почувствуй себя артистом!

Фотограф всегда и сценарист, и режиссер, и артист. Только на практике все три ипостаси редко активно проявляются вместе. Одни фотографы — больше сценаристы. Тщательно готовятся к съемкам, делают карандашные наброски, подбирают реквизит. Другие — режиссеры. На съемочной площадке становятся настоящими Феллини, Антониони и Висконти. Фотомоделей превращают в послушный материал: «Сесть, встать, плакать!». Третья категория фотографов - артисты: Дастины Хоффманы, Иннокентии Смоктуновские, Монтгомери Клифты, Веры Холодные и Авы Гарднеры. Они, конечно же, пишут сценарии и режиссируют сцены, но цель преследуется одна — показать себя, свой сложный внутренний мир, раскрыть созданный образ. Так создаются автопортреты.

 В роли фотомодели

Если в случае с обычным портретом фотограф вызывает на диалог модель, то при работе над автопортретом зритель видит общение автора с самим собой его внутренний диалог, процесс самопознания. Погружение начинается с созерцания внешней формы и продолжается в том контексте культуры, эпохи, куда себя поместил фотограф. Можно предположить, что автопортрет компенсирует отсутствие возможностей для самовыражения, которые предлагают остальные жанры, например, портрет. Однако, на самом деле, здесь возможен и другой вариант, когда фотограф не может или, может быть, не желает достичь желаемого результата в обычных жанрах, и тогда автопортрет становится единственным способом для творческой самореализации.

Известный (авто) портрет Сергея Гаврилова, сделанный во время экспериментов с кольцевой вспышкой. Собственно снимок сделан его помощником, однако фотографу принадлежит творческая идея, поэтому его следует признать единственным автором работы.

Автопортрет и селфи

Работая над этим материалом, я задавал вопрос фотографам Sony Alpha, а есть ли отличие автопортрета от селфи, т.н. «себяшки», ведь это по сути тоже автопортрет. Сам себя сфотографировал. Однако все сошлись во мнении, что селфи это нечто несерьезное, сиюминутное, документальное, что пришло на смену снэпшотам (мгновенные снимки), популярным во время пленочных и цифровых компактов. Сергей Гаврилов поясняет, что снэпшот это такой род фотографии, который делается на память: «Я здесь был». Как и раньше, тематика в основном остается прежней: «Я и Эйфелева Башня», «Я и соседская псина», «Я и однокурсница Маша». К слову, отметим, что когда один человек фотографирует себя, это селфи, а когда людей много и фотограф стоит среди них, то такой жанр называется вилфи (от англ. Welfie). При этом мы не будем трогать различные направления селфи, как-то: лифтолук, туалетный лук, шуфис, сагли и прочие.

В принципе, селфи это тоже автопортрет, только примитивная его разновидность. Настойчивый автор селфи также ищет себя, старается продемонстрировать окружающим «свой богатый внутренний мир», только в этом поиске он (автор селфи) скорее не приближается к цели, а удаляется от нее, размывая свою сущность в окружающих атрибутах.

По мнению Алексея Арютова, изначально предполагается, что автопортрет это произведение искусства. На создание автопортрета, как и обычного портрета, фотограф тратит силы, время и здоровье. Одним словом, он творит. «А сэлфи это быстро. Раз - и готово. Что-то ударило в голову, выхватил, губы надул, щелк, побежал дальше».

Татьяна Малышева считает, что отличие автопортрета от жанра селфи заключается в осознанности, в идее, в работе со светом, в отражении внутреннего мира в визуальном воплощении. «Не зря же selfie называют «себяшками» - контекст говорит сам за себя. Для меня нет и не может быть никакого знака равенства между селфи и автопортретом».

В то же время Леонид Круглов не стыдится делать селфи, которое для него является автопортретом. «Селфи это подход, в то время, как автопортрет это состояние, которое мне хочется запечатлеть, кусочек жизни». В экспедициях, после тяжелых переходов, Леонид Круглов снимает такие селфи-автопортреты на вытянутой руке или с помощью отражения в зеркале, чтобы показать, как он выглядит - измятое лицо, запавшие глаза. «Это важный момент как для меня лично, так и для истории». Для подобной съемки обычно использует объектив SEL-2470Z. «Снимать самому - самый удобный вариант, поскольку с собой всегда проще договориться».

С Леонидом Кругловым согласен и Илья Сигачев, который ставит знак равенства между селфи и автопортретом. «Тут все дело в том, кто его делает и как подходит к процессу создания. Зачастую поставив рядом две фотографии – одну с камеры, другую с телефона, вы не сможете понять, что на что снято. Актуального автопортрета в классическом понимании нет - есть селфи... На самом деле, я считаю, что селфи это и есть автопортрет – его современная версия. Мобильная фотография уже позволяет делать качественные фотографии, которые даже можно отдавать в печать».

Автопортрет Леонида Круглова сделан во время кругосветного путешествия на барке «Седов». На спусковую кнопку на камере нажал помощник. Однако сюжет придумал Леонид Круглов, поэтому он является автором фотографии.

Исторический экскурс

Автопортрет родился задолго до изобретения фотографии, он является одним из древних жанров. Все началось с античных философов, которые призывали «познавать самих себя», направлять свой взор не только на окружающий мир, но и вовнутрь себя. Древнегреческий скульптор Фидий включил себя в группу персонажей своей работы «Битва Амазонок». К автопортрету обращались такие великие мастера живописи, как Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэль, Рембрандт Альбрехт Дюрер, Ван Гог, Сальвадор Дали и Фрида Кало. Также можно вспомнить эксперименты Энди Уорхола, автопортреты которого в результате тиражирования утратили индивидуальность и превратились в потребительский бренд.

Первым автопортретом в фотографии стал дагерротип Роберта Корнелиуса, сделанный им в 1839 году. Спустя время жанр автопортрета стал таким же привычным, как и в живописи.

«У множества легендарных фотографов есть автопортреты, - поясняет Татьяна Малышева, - к которым они подошли творчески. Например, Хельмут Ньютон, Терри Ричардсон, Роберт Мепплторп. Все их автопортреты характеризуют, может быть, не все творчество автора, но период точно. Автопортрет — это всегда эксперимент. Должны быть идея, цель, настроение. Думаю, что хотя бы раз в жизни каждый фотограф должен попробовать сделать автопортрет».

Отдельно следует сказать об отличии женского автопортрета от мужского, вернее женской фотографии от мужской. «Для женщин важна внешняя оценка, - поясняет Сергей Гаврилов. - Им хочется, чтобы на них смотрели, оценивали, восхищались. Для подавляющего большинства мужчин это не характерно». Иными словами, можно предположить, что автопортрет более характерен для женщин, и он всегда будет более интересным и глубоким.

 Много автопортретов, хороших и разных

Все автопортреты можно разделить на несколько категорий. Первая — автор в профессии. Например, фотограф с камерой в руках или в студийном интерьере. Подобные изображения используются в коммерческих, а именно, рекламных целях. Вторая категория — обычный личностный автопортрет. Здесь все просто — человек, как он есть. Третья категория - создание художественного образа. Это уже чистой воды актерство, о чем было сказано в начале материала.

Четвертый вариант автопортрета - это включение автора в сюжет. Помните, как в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» Евгений Лукашин, которого сыграл актер Андрей Мягков, сидит в аэропорту в ожидании вылета и все время роняет голову на плечо соседа. Так вот, этот сосед — режиссер фильма Эльдар Рязанов. Он использовал примем включения автопортрета в свое произведение. Художники это применяю чаще. Например, русский художник Александр Иванов представил себя в картине «Явление Христа народу» в облике странника.

Светлана Баранова всегда создает в своих автопортретах неожиданные и экспрессивные образы. 

Техника съемки

Для создания автопортрета и художники, и фотографы традиционно используют зеркало. Однако современные цифровые технологии внесли свои коррективы. Визирование и спуск можно осуществлять по экрану смартфона. Кроме того, для управления спуском кроме таймера можно применять пульт дистанционного управления. Также фотографы обращаются за помощью к членам семьи, знакомым, ассистенту и фотомодели. И вот здесь начинается самое интересное. Существует различное мнение относительно авторства при съемке автопортрета. Некоторые считают, что фотограф не нажимал на спуск, значит, он не является автором фотографии.

Иными словами, если Юрий Афанасьев пригласит меня в свою студию, поставит свет, фон, объяснит фотомодели, как нужно стоять и куда смотреть, а меня попросит нажать на спусковую кнопку, значит, я стану автором этой фотографии? Нет, не стану, как бы я губы ни раскатывал. Я просто тот человек, который нажал на спуск — ассистент.

Именно этот момент в создании автопортрета стал спорным, когда я готовил материал. Многие фотографы заявляли, что у них «нет автопортрета в чистом виде». Для Сергея Гаврилова автопортрет это всегда «сам на сам», и он считает, что у него нет настоящего автопортрета. Известный снимок с кольцевой вспышкой тоже сделан с помощником. Хотя идею, конечно, придумал Сергей Гаврилов. Юрий Афанасьев: «Так получилось, что у меня нет ни одного автопортрета. Всегда находится тот, кто помогает мне».

Решающую роль в этой спорной ситуации сыграла фотография Алексея Арютова, где он едет на серфе по волнам. Когда я ее увидел, то сразу заявил: «Это не автопортрет!». Алексей смущенно пожал плечами — я почувствовал эту реакцию даже по интернет-каналу. И потом парировал мой ответ: «Какая разница, кто нажал на спуск, если вы продумали идею, выстроили кадр и настроили технику?». «Действительно, какая разница», - подумал я. И все портреты, сделанные с участием помощников фотографов, заочно зачислил в категорию автопортретов.

«Рано утром я отправился снимать серфинг в волнах с аквабоксом — рассказывает Алексей Арютов. - Отработал около двух часов. Волны были такие хорошие, что дальше продолжать не было сил (хотя я уже давно четко определил для себя приоритет - фотография). В числе тех, кого я снимал, был Дмитрий Евсеев - мой друг и замечательный серфер. Он единственный бодисерфил, т.е. серфил без доски в ластах. Разгонялся, брал волну и серфил собственным телом. Достаточно непростое занятие. Как раз его я и попросил поснимать. Идеальный партнер в съемки - отличный пловец и серфер, да еще в ластах. Тем более что все нужные установки были выставлены заранее под яркое солнечное утро, которое и было в это время. Отдал ему шлем и камеру, а сам поплыл в лодку за серфом. Через 5 минут я на волне, а он четко по курсу делает отличную серию. Аллилуйя! Теперь у меня тоже есть фото с волны с обратной стороны объектива!».

ILCE-6000; SEL-1018; f/6.3, 1/1250 c; f=10 мм; ISO 160

Однако Илья Сигачев все равно со мной не согласен. «Есть четкое определение автопортрета - портрет, написанный художником с себя самого. Сам поставил камеру, сам выставил свет, сам сделал спуск затвора. Мучиться не обязательно. Давно уже есть поворотные экраны и подключение по WiFi. Чтобы можно было видеть все на телефоне и даже установить нужные настройки, не подходя к камере. Ну, и так же нажать на спуск».

Влад Шутов. Студийный портрет. Визирование по смартфону, съемка с автоспуском.

ILCE-6000; SEL-55F18Z

Для создания автопортрета Влад Шутов просит фотомодель занять предполагаемое место, устанавливает все параметры, а потом просто меняется местами. Либо использует смартфон для визирования и управления камерой. Использует объектив SEL-50F18F.

Светлана Баранова применяет оптику с различным фокусным расстоянием, даже телеобъектив. Управляет камерой с помощью автоспуска, пульта или смартфона.

Татьяна Малышева снимает автопортреты через зеркало, если обнаруживает, что оказалась в нужной ситуации: нравится фон, свет, и выдалась свободная минута. «Обычно это происходит раз в полгода-год. Правда, у меня есть идеи снять несколько автопортретов в студии, хочу подойти к этому серьезно и творчески».

Некоторые ее (авто) портреты снимала подруга. «Я сама придумала где, на что, одежду, эмоции и позы. Контролировала и корректировала каждый кадр. Эти фотографии есть у меня на сайте и в обучающих материалах для студентов». Себя Татьяна Малышева считает соавтором. «Это все же не автопортрет в чистом виде, скорее репетиция того проекта, о котором я сказала выше. Для меня автопортрет – это процесс. Возможно присутствие других людей и даже участие, но это должно быть моим творением».

Татьяна Малышева планирует сделать автопортрет на фоне бетонной стены с использованием штатива и автоспуска. Оптика будет с фокусным расстоянием f=40 и f=21 мм. Свет - естественный, может быть, постоянные источники.

Илья Сигачев не смог вспомнить, когда последний раз снимал автопортрет. «Наверное, еще в школе. Если мне нужны мои портреты для каких-то целей, то я обращаюсь к своим коллегам и товарищам, кто сможет сделать это хорошо и быстро».

Отличный автопортрет. Представляет профессиональную принадлежность Алексея Арютова — спортивный фотограф. Необычная творческая задумка. Кстати, это классическое селфи — фотография сделана с вытянутой руки.

Личный опыт

Здесь хочу вспомнить, как я сам создавал автопортрет для одного учебного заведения, куда меня пригласили прочитать курс по журналистской практике. Снимать пришлось ночью, когда домашние спали. В качестве фона использовал нейтрально-серую стену на кухне, установил два источника импульсного освещения, камеру на штатив, надел рубашку, галстук и пиджак. Все режимы камеры установил в ручной режим. Для спуска использовал таймер, хотя была возможность управлять смартфоном, но мне было лень возиться с установкой приложений и настраиванием согласования с камерой. Изначально я полагал, что с таймером получится быстрее. И ошибся. В результате мне пришлось около часа прыгать вокруг камеры, чтобы добиться нужного результата. То выражение лица неудачное, то корпус не туда развернут, то галстук сбился в сторону. В общем, я пришел к выводу, что с любым помощником было бы гораздо оперативнее и качественнее. 

Татьяна Малышева снимает автопортреты раз в  полгода-год. Использует отражение в зеркале.

Заключение

Главный критерий любой фотоработы это наличие художественной ценности. Пейзаж, спорт, ню или автопортрет — не имеет значения. В этом плане селфи однозначно проигрывает, и мы его не рассматриваем как автопортрет.

Светлана Баранова считает, что у каждого фотографа должны присутствовать в портфолио автопортреты, которые можно (и нужно!) показывать заказчикам, ведь «это лицо творчества». С ней соглашается Татьяна Малышева: «Автопортрет это «я» фотографа», и Влад Шутов: «Автопортрет нужен, чтобы тебя узнавали, чтобы он привлекал потенциальных заказчиков». В то же время, по его мнению, самые удачные портреты были случайно сделаны другими фотографами на мастер-классах. Сергей Гаврилов считает, что в творчестве современных фотографов «наличие автопортрета никакой особой роли не играет».

Подводя итог, я сделаю парадоксальное заключение. Правы все фотографы. И те, кто серьезно относится к автопортрету, и те, кто не считает его особой ценностью в творчестве. Все зависит от фотографа, от его творческой концепции, от авторского стиля.

Если он полностью реализуется в других жанрах, доволен результатом, признан, то автопортрет будет воспринимать как нечто второстепенное, дежурное. Как сказал Илья Сигачев, «если у спортивного фотографа нет автопортрета, это не делает его плохим специалистом в своей области».

Другой фотограф, наоборот, может выстроить свое творчество на основе своей личности. Будет исследовать окружающую реальность через призму своего мировосприятия. Тоже решение. В любом случае залогом успеха является талант, уникальное авторское видение и упорство в достижении цели. Если это отсутствует, то никакой автопортрет не поможет. Будет получаться только селфи.

 

Благодарю за помощь в подготовке материала профессиональных фотографов Sony Alpha: Алексея Арютова, Юрия Афанасьева, Сергея Гаврилова, Влада Шутова, Леонида Круглова, Светлану Баранову, Татьяну Малышеву, Илью Сигачева.

поделиться