Или сложный путь к созданию комплиментарного портрета
Обычно все люди, покупающие фотокамеру, снимают своих родственников, друзей и знакомых. Нередко возникает проблема. Портреты получаются не совсем так, как хотелось бы. Фотографы расстраиваются, ищут ответы в интернете, приходят на выставки, мучают своими вопросами профессионалов. Но все равно результат далек от того, что они видят у Ньютона, Аведона и Демаршелье. Ответы на вопросы звучат разные. Но у меня есть один универсальный и всегда работающий. Попробуйте найти и фотографировать исключительно красивых и фотогеничных людей. Результат будет обеспечен практически всегда.
«Фотографируйте красивых фотогеничных людей, и успех вам будет обеспечен!»
Нефотогеничного человека трудно сделать на фотографии красивым. Если только, конечно, вы не опытный профессионал. Или хорошо работаете с редакторами изображений на компьютере. Кроме того, фотография по своей сути стремится передать реальность во всех подробностях, со всеми недостатками, дефектами и проблемами. Причем так, что даже человеческий глаз не замечает всего этого, а камера обнажает дефекты и недостатки, как будто под увеличительным стеклом или микроскопом.
Человеческое зрение динамично. Таким же свойством обладает и видеоизображение. Фотография, напротив, запечатлевает момент во времени, то есть ее сущность это статика. И именно эта статика, этот срез времени обнажают все подробности и недостатки, которые в динамике не заметить. Опытный профессиональный фотограф способен скрыть или отвести дефекты и недостатки на второй план. Подчеркну - трудно превратить всех людей в абсолютных красавцев. Главная задача профессионала заключается в том, чтобы всеми возможными способами показать достоинства и, насколько возможно, скрыть недостатки. В этом и есть профессиональный смысл работы — не навредить.
«Задача профессионала — постараться показать достоинства и, насколько возможно, скрыть недостатки»
Понятное дело, что профессионал применяет свои навыки, использует дополнительное оборудование: оптика, свет, ракурсы, позы и проч. Почему существуют фотомодели, актеры театра и кино? Да потому что они красивые! Кроме того, по своим профессиональным навыкам, эти люди легко чувствуют себе переде кино- и фотокамерой. Красивый человек, который органично ведет себе перед объективом, вызывает только положительные эмоции у всех зрителей. И все хотят их фотографировать. Поэтому основную роль, как это не страшно звучит для новичков, играют исключительно внешние факторы.А как же друзья и знакомые? Пускай не обижаются.
Еще существует теория о «богатом внутреннем мире», который фотограф способен передать на изображении. Часто эта теория активно культивируется и поддерживается арт-критиками. Считаю, что это всего лишь фантазии, красивый миф. С помощью камеры и оптики можно создать лишь некую идею. Внутренний мир камера не может ни увидеть, ни передать — только внешние вещи, форму, материальные объекты. Вовнутрь камера не способна заглянуть. Скажу даже больше. Многие считают, что фотография это по сути документ. Тем не менее она всегда обманывает. Иногда бывает у человека ангельское лицо, а сущность злодея.
«Часто теория о том, что фотограф способен передать на изображении богатый внутренний мир, это всего лишь фантазии, красивый миф»
Фотограф создает образ. Причем вместе с фотомоделью. И чем более высокий у них профессиональный уровень, тем более богатый и завершенный образ они способны создать. Начинающий фотограф с непрофессиональными моделями (родственниками и знакомыми) никогда этого не достигнет.
В то же время я не запрещаю, но даже настоятельно рекомендую начинающему фотографу снимать самых различных людей, в том числе родственников и знакомых. На выставку эти работы не попадут, зато он научится работать с освещением, оптикой, ракурсами, начнет понимать, какие лица (типажи) в каких ситуациях выглядят хорошо, а в каких ситуациях не очень; будет сравнивать свои результаты с работами признанных мастеров. Наконец, начнет понимать, что именно надо сделать, чтобы изображение человека получилось красивым.
В групповом портрете все сложности, характерные для одиночного, умножаются в несколько раз. Это касается технических моментов, построения кадра и работы с моделью. В таких портретах люди даже могут взаимодействовать друг с другом. Очень сложный жанр. Зато и удовлетворения от удачного результата много.
Другая крайность. Некоторые профессиональные фотографы снимают преднамеренно некрасивых людей. Эстетика безобразного как противопоставление прекрасному. Например, американский фотограф Брюс Гилден/Bruce Gilden ищет откровенных уродов и снимает их с фотовспышкой в упор. Обычно недостатки стараются спрятать, а он, наоборот, выпячивает их. В то же время фотограф востребован, популярен, и он даже проводит мастер-классы.
«Многие считают, что фотография это по сути документ, тем не мене она всегда обманывает»
На начальном (ученическом) уровне фотограф может выбирать, с кем работать — родственником или мимолетным знакомым. В профессиональной съемке такого выбора у него не будет. Даже если с моделью возник конфликт по причине, например, антипатии. Дело придется доводить до конца, а антипатию — преодолеть.
Контакт нужно наладить. Попытаться договориться с человеком. «А как вы считаете? А как вы это видите?..» В работе фотографа и модели очень важно простое дружеское общение. А вообще портрет создают три человека: фотограф, модель и зритель. Кстати, про зрителя в наших рассуждениях мы даже не вспомнили. Хотя именно он дает работе окончательную оценку. Именно зритель определяет, какие модели красивые, а какие нет. С этим сложно спорить.