Статьи
Sony в соцсетях
1

Влад Шутов

Интервью

Влад Шутов

Почему вы стали заниматься фотографией? Что послужило отправной точкой?

Толчок дал Владимир Вяткин. Когда я учился на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, к нам, студентам, пришел снимать очерк Владимир Вяткин. Было несколько встреч. Вяткин не познакомил меня с фотографией, но напомнил, что она существует, заинтересовал ею. Встречи с ним стали для меня знаковыми. После окончания учебы я пошел работать дворником. Для творческих людей эпохи застоя это было понятное решение - нужно было где-то числиться. Одновременно занимался фрилансом. Спустя несколько лет окончил Институт журналистского мастерства при Союзе журналистов СССР. Работал фотокорреспондентом. Потом был перерыв в 10 лет, когда занимался бизнесом. Затем вернулся в фотографию и сейчас не собираюсь ее больше покидать.

Что вас удерживает в фотографии?

Ее бесконечность. Я фотографирую бесконечное разнообразие людей, их жизнь. Сюжеты потрясающие и неповторимые. Для меня важно передать психологию, проявление эмоций, чувств. Атмосфера фотографии должна провоцировать зрителей на рождение их собственных ассоциаций, на обращение к воспоминаниям…

свой стиль определяет так: «Живой, классический».

Когда почувствовали себя профессионалом?

Это произошло, когда осознал, что могу снять практически все так, как нужно заказчику. Рубеж был пройден в 80-е годы прошлого века.

Вы довольно долго снимали на пленку, не испытываете сейчас ностальгию по тем временам?

Нисколько. Аналоговая эпоха была определенным этапом в фотографии. Съемка на цифру технически проще, чем на пленку, я это очень хорошо понимаю, поскольку имею большой опыт и могу сравнивать. Однако пленка дисциплинирует фотографа, заставляет его более тщательно выстраивать кадр, поэтому должна обязательно использоваться в процессе обучения.

В то же время цифровые технологии имеют массу преимуществ на этапе постобработки полученного изображения.

У меня обработка минимальная. Например, в портрете убираю только очевидные недостатки на лице. И мне совершенно не понятно, чем руководствуются многие фотографы, которые ретушируют лица до «пластика». Нужно помнить, что фотография это то, что было перед объективом — неповторимый сюжет. Тот сюжет, который ты выстроил или увидел, и который нельзя будет повторить. Это и есть фотографическая неповторимость, уникальность. Зачем ее нарушать в графическом редакторе? У меня обработка изображения занимает максимум 5-10 минут.

Значительная степень обработки фотоизображений это, наверное, дань той моде, которую задают фотосайты?

Вполне может быть, но это совершенно не означает, что надо слепо следовать тем приемам, которые вы взяли у конкретного фотографа. Каждый должен искать свои решения, в этом проявляется авторский стиль, а не в слепом подражании. К сожалению, стало очевидным, что уровень работ на фотографических интернет-ресурсах (фотосайтах) катастрофически упал, сейчас я наблюдаю много раскрашенных пейзажей, слащавых детских портретов и... голых тел. Да, вы не ослышались, именно голых тел, а не обнаженной натуры. Эти снимки к жанру «ню» не имеют никакого отношения. В общем, смотреть нечего. На мой взгляд, эра фотосайтов закончилась, здесь больше нет фотографии. 

совет начинающим: «Нужно овладеть искусством видения, видеть фотографический кадр в окружающем мире».

У вас есть ученики?

Говорю, что есть. С другой стороны, я убежден, и не скрываю, что никто не может научить фотографии, и я в том числе. Фотографии человек может и должен научиться только сам. Опытный наставник может сократить этот путь к цели, но не подменяет его своим опытом. В фотошколах говорят о соблюдении правил композиции, а успешные фотографы часто нарушают эти правила. Почему? Да потому, что кадр, идеально выстроенный по канонам, часто совершенно не интересен. Как быть? Прежде всего, надо научиться видеть, овладеть искусством видения, одним словом, видеть в окружающем мире фотографический кадр. Схемы освещения? Их нет! Есть только определенные принципы, но каждый раз я выставлю свет по-разному. Ведь передо мной разные люди с разным настроением и разной фактурой лица.

 А как вы можете описать хорошую фотографию?

Хорошая фотография содержит некое послание, message. Она оказывает воздействие на зрителя, вызывает у него ассоциации, эмоции. Пускай человек, взглянув на такую работу, подумает о том, что не связано с сюжетом снимка. Но важно, чтобы это произошло, некий момент истины, чтобы фотография не оставила его равнодушным.

Можете назвать людей из области визуальных искусств, которые для вас являются знаковыми?

Хельмут Ньютон. Люблю его за то, что он стал снимать других женщин, не-рекламных, не-гламурных, не привычных для зрителей того времени. Просто других. Это было ценно тогда, это производит впечатление на зрителей и сейчас. Себастьян Сальгадо. Уникальный фотограф, которому удается красиво, на высоком художественном уровне снимать социальную фотографию, причем очень тяжелую. 

Назовите самое значительное достижение в творчестве.

Есть несколько портретов, которые мне очень дороги, среди них хочу выделить изображение художника Гарри Гордона, эта фотография даже висит у меня в фотостудии. Заказ был срочный, пришлось за полдня отснять восемь человек. Пошел на некоторые хитрости, но работу выполнил успешно. Более того, в результате сделал один из моих любимых портретов. Вот что происходит в экстремальной ситуации!..  А вообще если за целый год мне удается получить 10-15 фотографий, которые мне действительно нравятся, я считаю это удачей. Хороших фотографий не бывает много…

Эра фотографических интернет-сайтов закончилась, здесь больше нет фотографии.

Какая у вас была самая большая неудача в практике?

Фотографировал студентов МГИМО, отснял 6 или 7 катушек пленки, отдал в лабораторию. В результате обработки три пленки оказались загублены. Пожалуй, это была самая большая неприятность за все время моей работы.

 Как изменилась фотография за последние 10-15 лет?

Цифровые технологии сделали фотографию доступной, и это, в свою очередь спровоцировало рост «фотографов-щелкунчиков». Кстати, этот термин впервые я услышал от Дмитрия Бальтерманца, когда появились моторные приводы, и «скорострельность» камер выросла. Не стану отрицать, что большинству обладателей современных фотокамер удается создавать технически грамотные кадры, однако они (обладатели фотокамер) не являются фотографами. Иными словами, наличие фотокамеры в руках не означает автоматическое обретение фотографических навыков. И вот эти «щелкунчики» начинают демпинговать, что создает, мягко говоря, странную конкуренцию, а у заказчиков формирует странное представление об отечественном фоторынке. А если говорить о полноценных фотографах, то у них я наблюдаю превалирование коммерческой составляющей над творческой, доминирует прагматичный подход в достижении желаемых результатов. Скажем так, романтики в фотографии постепенно становится все меньше. 

***

Мы сидим с Владом Шутовым в его фотостудии за большим столом. Это огромная комната в московской квартире. Я вижу фоны, собранные световые приборы. На стенах висят работы. Во всех деталях чувствуется его основательность, солидность. Начав карьеру в аналоговую эпоху, он очень болезненно воспринимает все перипетии современной отечественной фотографии. Сожалеет, что за рубежом есть фотографическая культура, выставочный рынок и «много крепких фотографов-середнячков». А у нас все это отсутствует. С большим воодушевлением рассказывает о проекте «Танцы». В свое время, случайно попав на набережную Москва-реки, увидел пары, танцующие хастл. Действо так впечатлило, что этот проект вдохновляет Влада Шутова уже на протяжении нескольких лет. Мечтает отправиться в путешествие по миру, чтобы познакомится с жизнью людей в разных странах. «Хочу пожить среди них, почувствовать, только так можно получить настоящие фотографии». Его желание понятно, ведь настоящая фотография и есть сама жизнь. А чтобы получить настоящую фотографию, фотографу надо ее прожить. Пускай и долю секунды.

поделиться