Статьи
Sony в соцсетях
1

О формальном подходе,

или По какими критериями оценивать стрит-фотографию

Влад Шутов

Стрит-фотография (как некий новый жанр фотографии) пришла в нашу жизнь незаметно. Вместе с импортной продукцией, модой, стилем жизни, иноязычными словами. На улице фотографы давно снимали жанр, портрет, репортаж, но именно стрит — никогда. Или, возможно, они не знали, что снимали «стрит-фотографию»… Многих фотографов осенило: «Стрит»! Действительно, на улице всегда происходило много интересного и фактурного, однако не было термина, который бы обобщал все происходящее. Теперь появился.

К сожалению, определение «стрит-фотография» весьма расплывчато. Для многих стрит фотография это все то, что снято на улице, для других это метафизика, это новая реальность, создаваемая в кадре привычными объектами, но их сочетание, композиционное взаимодействие заставляет (или призывает) зрителя забыть об утилитарном предназначении предметов на снимке и увидеть именно фотографическую форму.

Для многих фотографов неустоявшееся определение этого нового жанра сильно облегчило жизнь, потому что они стали заниматься модным направлением – «стрит-фотографией». Вышел на улицу, пощелкал… Почти Брессон…

Проезжая часть, лавочки, опавшие листья, собачки на поводке, урны, строительные заборы, остановки, витрины, дорожные знаки, спины прохожих, их руки, ноги, головы и проч. Снимать все это просто, но создать новые отношения форм в кадре удается довольно редко. 

Вероятно, со временем дефиниции, позволяющие отнести снимок к стрит-фотографии, будут как-то формализованы. И можно будет с большей уверенностью отнести снимок, сделанный на улице к тому или иному жанру. В то же время само существование жанра я не отрицаю, но рассматриваю его более глубоко.

Стрит, на мой взгляд, это формальная фотография. Она основана на форме. И задача фотографа заключается в том, чтобы увидеть в объектах новое метафизическое значение, найти новые смыслы, базирующиеся на форме. Цель фотографа - обнаружить связи, зависимости и смыслы, которых как будто и не существует, но, благодаря взаимодействию форм в пространстве кадра, они появляются и проявляются.

Теперь посмотрим на ситуацию с другого ракурса. Да, жанра стрит не было, он появился, стал популярным. Действительно, в нем много слабых работ, он вызывает массу нареканий, но никто не отрицает того факта, что, несмотря на этот негатив фотографы самого разного уровня продолжают снимать пресловутый стрит. Отлично! Пускай все так и будет. Следующая задача — формализовать жанр, определить его критерии. Это задача для критиков и искусствоведов. Самый простой вариант - участие в серьезных специализированных фотоконкурсах. Если ваши работы приняли, значит, это стрит.

Вообще критики и искусствоведы не могут вариться в собственном соку, они смотрят на массу работ и определяют тенденции. Все, что будет придумано стрит-фотографами и станет массовым и популярным, будет принято. Деваться, как говорится, некуда.

В заключение я хочу привести несколько своих работ, которые отношу к стрит-фотографии, и сопроводить их небольшими комментариями.

Никто не скажет сразу, что за сюжет представлен на этой работе. Где идут эти люди? Что за козырьки и как они крепятся? А может быть, это плакат, ведь рядом (правый нижний угол) стоит фигурка человека. На самом деле высокие фигуры — это тени. А люди — совсем крохотные. Снимок сделан рано утром с 40-ого этажа. Причудливые формы, сформировавшиеся в лучах утреннего солнца, породили новый смысл. Кроме того, снимок сильно напоминает русский авангард 20-30 годов прошлого века, что мне показалось интересным. Думаю, это настоящая стрит-фотография.
Девушка сидит за столиком в кафе. Рядом на стене находится портрет девушки. Каждый зритель начинает сравнивать два образа, причем делает это неосознанно. Вот такой простой секрет стрит-фотографии. Просто поместить рядом два образа — две формы. И сразу же возникает некий смысл, и у зрителя могут появиться самые разные ассоциации.
Граффити на заборе. Банальный сюжет, минимум участия фотографа. Главное найти. Но зрители всегда внимательно всматриваются, пытаясь найти в представленном изображении подвох. А вдруг одна из фигур — живая, а не нарисованная. Но «живые» - только флажки. Все просто, а новый смысл, тем не менее, появляется.
Собеседники и скульптура. Живое и неживое. Почти точное подобие «вовлекает» неживое в разговор. Живое и неживое уравнивается. То ли живая скульптура, то ли замершие люди. Стрит-фотография. Простая, и мне она нравится.
Работа с отражением. Этот сюжет я нашел в Торонто, в окружении небоскребов. За счет неровностей зеркальной конструкции на фасаде одного из высотных зданий, остальные здания превратились в... сказочные глиняные домики. Форма изменилась — появился новый смысл.
поделиться