или Когда в одном объективе удачно сочетаются противоположные характеристики
К макросъемке рано или поздно обращаются почти все фотографы. И в результате она становится одним из съемочных направлений. Но лишь некоторые превращается в фанатов макросъемки. Их еще называют макрушниками. Почти секта. Обычный фотограф в подобные крайности не бросается, и ему вполне достаточно одного макрообъектива.
К сожалению, до сих пор не определено четко, что считать макрофотографией. В классическом понимании макро — это работа, сделанная в масштабе один к одному. Иными словами, предмет длиной 1 см на фиксирующем элементе (пленка, матрица) должен иметь те же габариты — 1 см. Другие считают, что 1:2 это тоже макрофотография (2-см объект представлен в 1 см). Казалось бы, все, что больше 1:1 должно быть микрофотографией, но сейчас даже увеличение до 20:1 считается макросъемкой. Тем не менее компании-производители ориентируются на «классику» и пишут на своих макрообъективах 1:1.
Оптическая схема макрообъектива, как правило, сложнее и имеет больше элементов, чем обычный объектив с такой же светосилой. Соответственно, максимально исправляются оптические искажения, и обеспечивается минимальная дистанция фокусировки. Наводка на резкость с помощью кольца имеет удлиненный ход.
Макрообъективы имеют фиксированное фокусное расстояние примерно от f=35 до f=180 мм. Самая оптимальная модификация - 100-мм объектив, который позволяет комфортно снимать живую природу (птиц, насекомых) с расстояния около 30 см. Для сравнения: 50-мм макрообъектив имеет МДФ около 15 см. В этом случае могут возникать проблемы из-за тени, которую создает на объекте близко расположенная камера. При съемке длиннофокусным макрообъективом возникает другая сложность – меньшая глубина резкости, по сравнению с короткофокусным объективом.
Чтобы добиться большей глубины резкости прибегают к диафрагмированию, и хорошо, если максимальное значение f/22 или даже f/32. Но нужно помнить об опасности дифракции, которая обычно проявляется при f/11 и усиливается по мере закрытия диафрагмы, что ведет к потерям в контрасте.
Пример макросъемки. Посмотреть изображение в полном разрешении можно здесь.
Иногда макрообъективы используются для других видов съемки, например, портретной. Причем несмотря на то, что изначально они не совсем соответствуют непрофильным задачам. Дело в том, что макрообъективы имеют сильный микроконтраст. Эта характеристика позволяет им достигать отличных результатов в макросъемке, но в портретной фотографии эта же специфика оборачивается ненужной детализацией и некрасивым боке. Тем не менее некоторые объективы успешно используются как портретники. К ним относится и мой объектив Sony FE 90 мм F2.8 Macro OSS (SEL-90M28G), который вышел на рынок в марте 2015 года.
Отличные результаты объектив Sony FE 90 мм F2.8 Macro OSS обеспечивает при съемке с контровым светом. Например, в этом кадре модель находится на фоне софт-бокса. Обратите внимание, что совершенно отсутствуют хроматические аберрации — цветовая кайма. У резких объективов (типичных макро) она в этой ситуации обязательно появилась бы. Нерезкие объективы в контражуре привели бы к «мыльному» результату, т.е. к потере контраста. Здесь нет никаких ореолов, а контраст сохранен. Посмотреть изображение в полном разрешении здесь.
Согласно результатам измерений лаборатории DxOMark, объектив является самым резким в линейке Sony и занимает третье место в общем рейтинге фирменных объективов, где учитываются все показатели. Таким образом, это решение «два-в-одном».
Почему я считаю возможным такое использование макрообъектива? Основная причина это фокусное расстояние f=90 мм, которое оптимально для портретной съемки. Объектив формирует очень красивое боке, нетипичное для макрооптики. Также с ним можно снимать и пейзаж, и репортаж – он достаточно быстро фокусируется.
С точки зрения портретной съемки, этот объектив лучше «полтинника», поэтому его можно рекомендовать в качестве второго в набор оптики начинающего фотографа. Например, с помощью Sony FE 90 мм F2.8 Macro OSS можно снимать крупные портреты, в то время как 50-мм объектив нежелателен для подобной задачи (некоторые геометрические искажения все-таки будут заметны).
Объектив Sony FE 90 мм F2.8 Macro OSS (SEL-90M28G) выполнен в пыле/влагозащищенном корпусе из металла и пластика. Оптическая схема включает 15 элементов в 11 группах, среди которых один асферический, один низкодисперсный (ED) и один сверхнизкодисперсный (Super ED) элемент, чтобы минимизировать дисторсию, сферические и хроматические аберрации. Также имеется нанопокрытие (Nano AR). Почти неслышный механизм автофокуса использует систему плавающих линз для обеспечения точной наводки на резкость при макросъемке. Реализована внутренняя фокусировка. Объектив оснащен оптическим стабилизатором изображения. На корпусе расположены два переключателя. С помощью одного активируется работа стабилизатора изображения. Второй предназначен для изменения дистанции фокусировки. Имеется специальное кольцо, которое обеспечивает переключение из автофокусного режима в ручной. Круговая 9-лепестковая диафрагма. Мин. значение диафрагмы f/22 мм. Угол поля зрения 27 градусов. МДФ 28 см. Масса 600 г.
Отзывы пользователей: «Быстрый, резкий, контрастный, отличный макрообъектив с возможностью снимать портреты хорошего качества. Размытие фона очень красивое, боке — завораживающее. Съемка предметки - отличная резкость по всему полю кадра. Очень удобное переключение с авто на ручной фокус».
Оптический стабилизатор изображения эффективен, и я, например, могу сделать снимок с рук с выдержкой 1/15 секунды, а то и короче. Излишнюю детализацию, которая не требуется в портрете, всегда можно минимизировать в графическом редакторе. А вот в предметной съемке она, наоборот, окажется нужна. Для многих макрообъективов характерен медленный автофокус. Здесь он довольно шустрый, и лично у меня нареканий не вызывает. Виньетирование совершенно отсутствует. Дисторсия минимальна или практически отсутствует.
В заключение хочу отметить, что объектив Sony FE 90 мм F2.8 Macro OSS занимает уверенное положение в моей оптической линейке Sony. К нему я обращаюсь довольно часто, и результаты меня всегда радуют.