Съемка экстремальных видов спорта предъявляет определенные требования к фотографу и видеографу. Как минимум, нужно знать тот вид спорта, который снимаешь. Однако за время работы я определил для себя еще несколько советов, которые, на мой взгляд, помогут не только начинающим в этой области, но и профессионалам.
Соблюдайте правила безопасности
Экстремальный спорт — это прежде всего риск для спортсменов. Но иногда приходится рисковать и оператору, в том числе по причине ограниченного бюджета. В таких ситуациях следует трезво оценивать ситуацию, и решать, стоит ли этот кадр таких рисков. Если риска не избежать, то следует максимально обеспечьте себя средствами защиты.
Например, при съемке серфинга в воде поможет специальный шлем и гидрокостюм с утолщениями, который поднимет вас на поверхность, если что-то пойдет не по плану. Не стесняйтесь говорить продюсеру, если вам что-то нужно, ведь рискуете вы, а не он. Наконец, важно помнить, что жизнь у вас всего одна.
Не прекращайте отрабатывать навыки
Нужно инвестировать время в обучение и практику. Мне очень нравится цитата Коби Брайанта: «Усердная работа всегда перевешивает талант». Я лично знаю несколько примеров, когда начинающие фотографы, снимающие спорт, своим усердием прокладывали себе дорогу в профессионалы. И если в какой-то момент вам покажется, что вы достигли максимума, полистайте YouTube — всегда найдется тот, кто лучше вас.
Камера Sony RX10 IV, 1/800 с, f/6.3, ISO 100, экв. f=488 мм
Изучайте трюки
Наблюдая за спортсменами, старайтесь понять механику движения. Например, на съемках шоу Masters of Dirt в Австрии мне довелось впервые увидеть FMX-трюк Flip Tsunami, во время которого происходит сильное изменение движения в разных плоскостях. В течение небольшого промежутка времени райдер отталкивает от себя мотоцикл, находясь во вращении Backflip и затем доворачивается, чтобы снова оказаться на мотоцикле перед приземлением. Приходилось подгадывать нужный момент и быстро отдалять его с помощью зума, чтобы включить в кадр важные части тела.
Понимание трюков поможет предугадать, что планирует сделать райдер, тем самым движение в кадре будет красивое, композиция выдержанная, а кинематографичность вырастет.
Задавайте вопросы спортсменам
Неважно, насколько хорошо вы знаете виды спорта, всегда окажется то, что вы не учли. Однако зачастую люди боятся спросить спортсменов, и это порождает недопонимание, которое во время работы над проектом прогрессирует и постепенно уводит результат в совершенно другом направлении.
Признаюсь, сам неоднократно испытывал мандраж перед знакомством с именитыми спортсменами, например когда встретил скейтбордиста Тони Хоука/Tony Hawk. Однако стоит помнить, что контент нужен не только вам, но самим атлетам. У профессионалов есть спонсоры, перед которыми нужно отчитываться. Для начинающих качественный контент – это возможность найти спонсоров. То есть вы тоже нужны им! Поэтому смело задавайте вопросы: «Какой набор трюков планируете выполнять?», «Где будете рисковать?», «Какие ракурсы подходят под трюк?».
Камера Sony RX100 VII, 1/3200 с, f/5, ISO 640, экв. f=162 мм
Анализируйте ошибки и успешные результаты
В самом начале своего творческого пути я понял, что ошибки – это здорово. Их наличие означает, что вы пробуете, а значит, учитесь. На мой взгляд, также важно анализировать и успех. Каждый раз, когда вы превзошли не только ожидания окружающих, но и свои, подумайте, что именно вы сделали иначе.
Найдите правильную среду
Сложно стать лучшим, если ты один. Окружающая среда всегда подпитывает. Другими словами, поместите себя в центр индустрии. Хотите освоить съемку автоспорта - вперед на трек, выставки, спортивные автоивенты. Хотите научиться кататься фолоу – отправляйтесь в культовых места в горах. Еще лучше, если вы сможете устроиться помощником фотографа или оператора и рвануть с ним в самое пекло. В правильной атмосфере развитие не заставит себя долго ждать.
Камера Sony A7 III, объектив Sony FE 20 мм f/1.8 G, 1/500 c, f/1.8, ISO 200, f=20 мм, глубина 32 метра
Получайте удовольствие от творчества
Для профессионалов экстремальных видов спорта самое важное не награды, но удовольствие, которое они получают от всего процесса. Поставить трюк, который никто в мире до этого не делал. Проскользить по свежему паудеру. Проехать в трубе, когда над тобой пролетают тонны воды. Вот, что их вдохновляет и мотивирует! И если вы не разделяете со спортсменами радости от происходящего, то найти общий язык с ними будет сложно. Например, мне доставляет удовольствие осознавать, что я создаю историю, как отважные ребята совершают невозможное.
Используйте правильное оборудование
Цепкий и стабильный автофокус, надежная система стабилизации, небольшие габариты камеры, высокая частота кадров – все эти технические моменты играют важную роль при съемке экстрима.
Хороший автофокус сильно упрощает съемку, позволяя уделять внимание композиции и лучше продумывать движение камеры.
Стабилизация нужна не всегда - живая камера создает больше волнения и обеспечивает эффект присутствия. Однако она незаменима при съемке авто-/мотоспорта, где чрезмерная динамика может отвлечь от основного действия.
Камеры с небольшими габаритами позволяют использовать более сложные ракурсы и меньше уставать, ведь съемка экстрима — это... тоже спорт.
Высокая частота кадров (100 кадров в секунду и выше) помогает показать самую красивую фазу трюка и прочувствовать происходящее с ракурса райдера.
Камера Sony RX100 VII, 1/3200 с, f/4.5, ISO 640, экв. f=171 мм
Записывайте идеи
В мире экстремального спорта сейчас сложно удивить. Многие сюжетные и стилистические решения повторяются. Поэтому рекомендую всем записывать идеи. Особое световое решение, необычный переход, редкий ракурс и даже уникальная локация.
Я всегда их записываю, а потом думаю, кому они подойдут по стилю, что из этого может получиться. Так рождаются идеи съемок, а идеи порождают вдохновение. Чем больше заметок, тем лучше вы сможете выступить перед потенциальным заказчиком. И, конечно, самое крутое, когда пополняется список ваших реализованных идей.
Получайте вдохновение от хорошего кино
Это могут быть работы совершенно разных жанров: от нуара до современных сериалов. У меня есть папка со скриншотами из фильмов и роликов, и я помню каждый из них, настолько сильно они меня потрясли. Я обращаюсь к этой папке всегда, когда ощущаю творческий спад и нуждаюсь в источнике вдохновения. Удивительно, но новые знания усваиваются только там, где есть базовые. Поэтому чем больше вы знаете, тем интереснее будет изучать работы других авторов.
Камера Sony A7 III, объектив Sony FE 20 мм f/1.8 G, 1/320 c, f/4/ ISO 400, f=20 мм, глубина 22 метра
Ноябрь, 2020