или Как добиться успеха в спортивной фотографии
Вступление
9 июня 2017 года я побывал на мастер-классе профессионального фотографа Sony Alpha Сергея Шакуто. Само место было выбрано необычное - аэродинамический комплекс «Летариум» в Крылатском. Это где люди парят в потоках воздуха и делают всякие трюки. Но прежде чем отправится смотреть на людей в трубе, Сергей Шакуто рассказал о специфике экстремальной съемки.
О двух категориях фотографов
Всех экстремальных фотографов Сергей Шакуто разделил на две категории: студийные экстремальщики и фотографы-спортсмены. Первые снимают экстрим, обеспечивая себя комфортными условиями. В связи с этим я сразу вспомнил давние байки про подводного фотографа Дэвида Дубилета, который «сидел под водой на камушке», а ему по веревочке спускали камеры с новой кассетой. Это когда еще были пленки. Соответственно, Сергей Шакуто относит себя ко второй категории. Он занимается спортом, осваивает новые виды, прекрасно знает специфику дисциплин, поэтому понимает, кого и как фотографировать.
Результаты экстремальной съемки сложно спрогнозировать. «Иногда фотографии получаются красивыми. Иногда в них удается передать суть суть спорта, может быть, в ущерб красоте. Но в любом случае фотограф, который намеревается серьезно заниматься экстремальной съемкой, должен знать спорт именно изнутри. Только так он сможет найти общий язык со спортсменами. Если спорт фотографу незнаком, то качество его съемки будет однозначно ниже. И чем больше видов спорта вы освоили, тем проще понять другие и тем легче общаться со спортсменами».
О безопасности
Для спортсмена безопасность важна. Для фотографа, серьезно снимающего спорт, безопасность важна вдвойне. Поэтому Сергей Шакуто много говорил о безопасности: «Фотограф рискует больше, чем спортсмены, потому что он сосредоточен на съемке. В тоже время не стоит бояться экстремальных ситуаций, важно соблюдать технику безопасности». Например, он осознает, что не сможет обеспечить себе надлежащую безопасность, то отказывается от съемок. Однако до последнего ищет безопасное решение задачи. «В спорте можно отказаться от достижения результата, в фотографии сюжет невозможно повторить». Самый экстремальный вид спорта, который он практикует, это параглайдинг, и, например, полет над Гималаями это всегда безусловный риск: «Известны случаи, когда спортсмены оставались в живых после падения, но спасатели их не обнаруживали». В любом случае, чтобы стать успешным фотографом, нужно быть... живым фотографом.
Этот снимок Сергей Шакуто сделал, когда летал на парапланах в Гималаях на высоте около 5 тыс. м - «Это очень опасные и невероятно красивые места».
О фототехнике
Сергей Шакуто сделал особый акцент на технической грамотности, а именно на необходимости хорошо знать фототехнику. Что говорить, ведь многие фотографы самого различного уровня иногда не берут в руки даже руководство, не говоря уже о каких-то нюансах. Конечно, современная автоматика прощает подобный подход, но не всегда и не в области экстремальной фотографии, где приходится соображать быстро и нередко не в совсем комфортных условиях. «Вы должны знать, как все сделать с первого раза, с одного кадра». Иными словами, учите матчасть.
Вы должны знать, как все сделать с первого раза, с одного кадра
Например, по словам Сергея Шакуто, очень хорошо дисциплинирует скайдайв-фотография. Тут все просто: прыжок, который совершают спортсмены или любители, всего один, причем стоит он недешево, и фотографу приходится снимать сразу максимально хорошо. Причем он должен подстраховаться второй камерой на случай отказа основной. А некоторые скайдайв-фотографы увеливают свой шлем целыми гроздьями фототехники. Но здесь возникает другая проблема — тяжелый шлем. Кроме того, за него могут зацепиться стропы, что приведет к страшной травме. Поэтому съемка в воздухе начинается на земле — отрабатываются прыжки, расположение спортсменов. А фотограф может (и должен!) еще на земле проверить и настроить фототехнику. Кстати, существуют специальные упражнения для тренировки мышц шеи скайдайв-фотографа.
Оборудование должно быть мобильным. Сергей Шакуто очень тщательно выбирает, какой набор оптики взять на конкретную съемку. И старается не брать лишние объективы, «на всякий случай».
Кстати, Сергей Шакуто поделился небольшой хитростью. В воздухе он нередко использует камеры с APS-, а не полноформатной матрицей. «У меня один набор объективов, и кропнутая камера в условиях гиперфокала ничем не уступает фулфрэйму, а иногда даже выигрывает». Выигрыш по массе и по разрешению. На APS-камере получается большее приближение объекта, чем на полноформатной, при том же 35-мм объективе. Соответственно, при выкадровке APS-матрица (ILCE-6500 — 24 Мпикс.) обеспечивает большее разрешение, чем 35-мм, где много площади кадра, а вместе с ним и разрешения, бесполезно теряется.
О композиции
Очень субъективная вещь. По словам Сергея Шакуто, с фотографической точки зрения, «сложный трюк иногда или чаще всего выглядит хуже простого, но не всегда». Поэтому приходится искать необычные решения, и в этом фотографу опять же могут помочь спортсмены и... его знание спорта. Кроме того, нужно внимательно смотреть, чтобы на фотографии люди, например, получались с двумя руками и двумя ногами, не перекрывали друг друга и прочее. Ведь задача спортивного (экстремального) фотографа не только в том, чтобы задокументировать трюк, но и показать, что это красиво.
Самый сложный трюк, с фотографической точки зрения, выглядит плохо, а легкий, наоборот, хорошо
О постобработке
Сергей Шакуто признался, что в современном мире фотографу нужно в совершенстве владеть искусством цветокоррекции. Правда, это не касается репортеров, которые снимают только в формате JPEG для информационных агентств. Он рассказал про два программных продукта — Lightroom и Capture One, и пояснил что недавно перешел на Capture One. «Он более профессиональный и позволяет делать тонкие настройки цвета. Аналогичные решения сложно сделать в программе Photoshop и невозможно в Lightroom».
Заключение
Несколько лет над Сергей Шакуто начал осваивать фридайвинг, или апноэ. Сейчас он погружается с задержкой дыхания на 6 минут. Недавно начал заниматься скайдайв-фотографией. «Я пока не очень хорошо летаю. Сейчас работаю над тем, чтобы спортсмены меня не замечали в воздухе». Сергей Шакуто сравнивает экстремальную фотографию с разновидностью монашества. «Конечно, хорошему фотографу не обязательно жить скромно, просто чтобы добиться успеха, приходится тратить все силы и средства на съемки и тренеровки. Это не очень прибыльный бизнес». Безусловно, не нужно воспринимать это как призыв к аскетизму и крайнему самоограничению. Важно понять, что достижение любой цели начинается с ее внутреннего осознания. Фотографу важно преодолеть себя. Это и есть настоящая победа. Победа над собой. А потом и победа в спорте.