Тест аудиокомплекта Sony XLR-K3M
Комплект Sony XLR-K3M выглядит солидно, т.к. предоставляет широкие возможности по управлению звуком во время видеосъемки. После первого знакомства с ним даже сложно предположить, какой мощный потенциал скрывается внутри. С одной стороны, оборудование предоставляет расширенный функционал в плане работы со звуком во время видеосъемки, а с другой, эти возможности позволяют выйти на иной качественный уровень. Фактически этот комплект представляет собой часть профессионального аудиорекордера: микрофон-пушка Sony ECM-XM1 и микшерный пульт. Часть - поскольку запись сигнала производится на сменный носитель, находящийся внутри камеры.
В некоторых описаниях в интернете комплект Sony XLR-K3M называют «микрофоном». Это можно объяснить тем, что в него (в комплект) входит микрофон Sony ECM-XM1, на который сразу обращает внимание непосвященный пользователь. Однако это всего лишь дополнительный аксессуар. Основное — микшерный пульт, или аудиоадаптер. Поэтому весь комплект имеет смысл называть именно так — аудиоадаптер Sony XLR-K3M.
Комплект Sony XLR-K3M включает в себя: аудиоадаптер (или микшерный пульт), микрофон Sony ECM-XM1 и удлинительный кабель
Цифровой и аналоговый интерфейсы
Подобные аудиоадаптеры уже имеются в фирменной линейке Sony, однако новая модель Sony XLR-K3M отличается наличием цифрового аудиоинтерфейса. Подробно эту технологию мы описали в этом материале, поэтому здесь я представлю ее краткий пересказ.
Аналоговый звук поступает в аудиоадаптер, где происходит его аналого-цифровое преобразование. В случае использования топовых моделей Sony A9 II и Sony A7R IV, в которых также реализован цифровой аудиоинтерфейс, в камеру попадает уже оцифрованный звук. Соответственно, за счет уменьшения звукового тракта получается более качественный сигнал, практически без посторонних шумов (noise-free).
Остальные модели фото/видеокамер совместимы с аудиоадаптером в традиционном аналоговом режиме. В этом случае сигнал, оцифрованный в аудиоадаптере, на выходе подвергается обратному преобразованию в аналоговое представление, и только в камере происходит его окончательное оцифровывание.
По ссылкам можно ознакомиться с моделями тех фото/видеокамер Sony, которые поддерживают работу с аудиоадапетром Sony XLR-K3M, но только в аналоговом режиме: модели с байонетом E, модели с байонетом А, камеры RX-серии, видеокамеры, видеокамеры со сменной оптикой.
Переключение между цифровым и аналоговым аудиоинтефейсами (слева), а также выбор источника сигнала (справа): IN3 - только мини-джек (3,5 мм); IN1 + IN2 – оба XLR/TRS-разъема; IN1 – один XLR/TRS-разъем
Функционал
Другим новаторским решением стало добавление стереофонического разъема типа мини-джек (3,5 мм). А два XLR-разъема теперь поддерживают TRS-подключение, которое предназначено для подсоединения музыкального оборудования, микрофонов любительского уровня и проч.
Комбинированные XLR/TRS-разъемы предусматривают: подключение микрофонов, не требующих фантомного питания; подключение микрофонов, требующих фантомного (48 В) питания; а также подключение других аудиоприборов, например, микшерного пульта (используется линейный вход).
Аудиоадаптер предоставляет на выбор три разъема: мини-джек (3,5 мм) и два XLR/TRS
Как уже было сказано выше, в комплекте с аудиоадаптером поставляется электретный монофонический микрофон-пушка Sony ECM-XM1, требующий фантомного питания. Он устанавливается в специальное кольцевое крепление, которое эффективно компенсирует колебания, вибрацию, случайные удары. Примечательно, что непосредственно к микрофонной ручке прилегает обрезиненная манжета с высоким коэффициентом трения, тем самым предотвращаются даже минимальные подвижки микрофона в креплении.
Специальное кольцевое крепление для микрофона Sony ECM-XM1 эффективно компенсирует колебания, вибрацию, случайные удары. На иллюстрации видна обрезиненная манжета с высоким коэффициентом трения
Как заявлено в техническом описании, при подключении адаптера к камере автоматически отключается встроенный микрофон, а также микрофонный вход. На практике, как я выяснил, приоритет имеет микрофонный вход в камере. То есть если я подсоединяю к нему микрофон, то работает этот микрофон, а не те, которые подключены к Sony XLR-K3M (испытание проводилось с камерой Sony A7RM2).
Таким образом, аудиоадаптер предоставляет пользователю три входа для подключения аудиоустройств: два XLR/TRS и один мини-джек. На практике мы можем использовать один XLR/TRS, два XLR/TRS или только один мини-джек. То есть подключив, например, петличный микрофон к разъему 3,5 мм, мы не можем использовать тот же комплектный накамерный микрофон Sony ECM-XM1. Подобное решение не очень удобно, но вполне объяснимо.
Аудиоадапетр Sony XLR-K3M с микрофоном Sony ECM-XM1 установлен на камеру Sony A9. Вид со стороны оператора
Как мы отметили в самом начале, аудиоадаптер это лишь часть звукового тракта, один из элементов аудиорекордера. Запись производится в камере, которая не предусматривает более двух каналов (одна аудиодорожка). Поэтому используется либо два XLR/TRS- подключения в монофоническим режиме, либо один мини-джек в режиме стерео.
В связи с этим добавление мини-джека под петличный микрофон получилось логичным, но выглядит половинчатым решением. Правда, при необходимости можно использовать двойной петличный микрофон. Но запись интершумов уже не получить.
Следует только отметить, что в случае подключения к первому XLR/TRS-входу (Input 1) монофоническая запись дублируется — пишутся оба канала на одну дорожку.
Для более четкого понимания функционала микшерного пульта мы решили привести фрагмент руководства пользователя.
Данные в первом столбце означают выбор переключателя на корпусе: использование для записи только первого XLR/TRS-входа (IN1), двух XLR/TRS-разъемов (IN1+IN2) и только мини-джека (третий вход). Во второй колонке указано, какие входные разъемы при подключении приборов следует задействовать при выборе соответствующего селектора. Наконец, в третьей колонке представлено, в каком виде происходит запись на сменный носитель. Аудио, поступающее через один XLR/TRS-вход (IN1), пишется на два канала в виде двух одинаковых моносигналов. Каждый сигнал, поступающий через два XLR/TRS-разъема (IN1+IN2), пишется на отдельный канал. При подключении стереомикрофона к мини-джеку (IN3) пишутся левый и правый каналы.
Управление
Основные органы управления закрыты прозрачными полимерными крышечками. На первый взгляд, такое решение может показаться спорным, поскольку в процессе активной эксплуатации эти хрупкие элементы могут создавать дискомфорт и даже ломаться. С другой стороны, если обращаться с ними спокойно и аккуратно, то ничего этого не произойдет. А задача у них весьма существенная - защитить мелкие органы управления от пыли и грязи.
Уровень сигнала на каждом из трех входов можно регулировать — для этого предусмотрен автоматический режим и ручной. Причем в случае одновременного использования двух XLR/TRS-разъемом можно применять к ним схему ведущий-ведомый (новая функция Link). При включении этой функции регулятор перового микрофона (Input 1) становится ведущим, и все его изменения отражаются на сигнале второго микрофона (Input 2).
Мониторинг звука осуществляется через наушники, подключенные к камере. К сожалению, не предусмотрено функции выбора только одного источника - мы слышим сразу микшированный звук. В принципе, эту проблему можно решить, например, если подключать микрофоны раздельно для настройки. Однако более корректным было бы добавить возможность раздельного мониторинга входящих сигналов.
Наконец, отсутствует визуальное подтверждение (световой сигнал) функционирования подключенного микрофона. Безусловно, в процессе записи обязательно следует использовать наушники, чтобы избежать брака, однако бывают ситуации, когда нужно все делать быстро. И для подобных случаев лучше иметь возможность визуального контроля.
Для каждого XLR/TRS-входа имеется аттенюатор (-10/20 дБ) и фильтр низких частот (100/300 Гц). Для петличного микрофона этот функционал не предусмотрен - только регулирование уровня сигнала (авто или ручной).
Основные органы управления аудиоадаптера Sony XLR-K3M. Переключение между автоматическим и ручным режимами: два XLR/TRS-входа (7 и 9), один мини-джек (6). Колесико ручной регулировки входящего сигнала: два XLR/TRS-входа (8 и 11), один мини-джек (13). Функция Link (ведущий-ведомый), которая применяется к разъемам Input 1 и Input 2 (10). Аттенюатор для двух XLR/TRS-входов (1 и 3). Фильтр низких частот для двух XLR/TRS-входов (5 и 12). Выбор типа подключения для двух XLR/TRS-разъемов (2 и 4): вход для микрофона, вход для микрофона с фантомным питанием, линейный вход.
Дополнительные аксессуары
В комплекте с Sony XLR-K3M идет удлинительный кабель, который позволяет устанавливать аудиоадаптер не на камеру, а, к примеру, на профессиональные риги, клетки для камеры или на крепление для холодного подключения Sony VCT-55LH. Соответственно, питание осуществляется по кабелю от мультиинтерфейсного разъема камеры.
В целом это оправданное решение, потому что камера с аудиоадаптером превращается если не в громоздкую, то в сложную конструкцию. В случае стационарной съемки (видеоинтервью) камера стоит на штативе, и проблем нет. А вот когда нужно подснять планы с рук, то лучше, чтобы аудиоадаптер с микрофоном был вынесен в сторону — так более комфортно.
Аудиоадаптер установлен на креплении для холодного подключения Sony VCT-55LH. Питание осуществляется от мультиинтерфейсного разъема камеры с помощью удлинительного кабеля
Питание
Питание аудиоадаптера осуществляется от мультиинтерфейсного разъема камеры. Очевидно, что это повышает расход заряда аккумулятора, но насколько? Я провел тестовые испытания с камерой Sony A7R II, в которой используется аккумулятор NP-FW50. К аудиоадаптеру подключал только комплектный микрофон Sony ECM-XM1, а затем добавил к нему репортажный Sony F-112. В обоих случаях время работы при записи в формате 4K оказалось почти одинаковым — около часа. Без аудиоадаптера камера проработала на 10 процентов времени больше. Таким образом, можно заключить, что аудиоадаптер весьма экономно расходует заряд аккумулятора камеры.
Практическое использование
После приобретения Sony XLR-K3M можно сразу приступать к записи звука, поскольку имеется комплектный микрофон Sony ECM-XM1. Остронаправленный, он является оптимальным решением для репортажной съемки, особенно когда вокруг шумно, и нужно записать голос одно человека (или нескольких, стоящих рядом).
Лично я предпочитаю записывать спикера с помощью проводного петличного микрофона. Однако, как было отмечено выше, в случае подключения микрофона к мини-джеку (Input 3), оба разъема XLR/TRS (Input 1 и Input 2) не работают. А этого как раз и не хватает.
Параллельно с петличным микрофоном я бы использовал накамерную пушку, чтобы, с одной стороны, записать интершумы, а с другой, при совмещении двух сигналов поиграть характеристиками, чтобы получить наиболее плотный и качественный звук. Наконец, второй микрофон — это всегда элементарная подстраховка на случай, если с первым «что-то пойдет не так».
В качестве одного из решений можно приобрести петличный микрофон с разъёмом XLR. С ним уже можно использовать накамерную пушку. И как источник интершумов, и как второй источник звука для наложения, и как подстраховку. Как вариант, этот петличный XLR-микрофон можно заменить на репортажный.
Вообще нужно понимать, что данный аудиоадаптер, как и любое техническое средство, не является предельной точкой развития в творчестве. Скорее он выступает как мощный и гибкий инструмент и хороший импульс для интересных и/или необычных решений.
Например, можно подключить два репортажных микрофона, два радиомикрофона, один микшерный пульт и репортажный микрофон. Соответственно, оператор может снимать несколько сюжетов одновременно.
Наконец, два XLR/TRS-разъема позволяют реализовать один из вариантов пространственной записи звука, а именно технику Mid-Side. Направленный микрофон (у нас есть) записывает источник звука, который находится точно напротив камеры. Он называется mid-микрофоном и выступает как центральный канал.
В качестве второго микрофона (приобретается дополнительно) нужно взять двунаправленный микрофон («восьмерка») и, развернув его под углом 90 градусов, установить над «пушкой». В задачу этого микрофона входит запись боковых звуков (относительно центрального канала), поэтому его называют side-микрофоном.
После завершения записи сигнал от side-микрофона разделяется на два отдельных канала и объединяется с сигналом от центрального mid-микрофона. В результате получается центральный канал и два боковых. Подобная Mid-Side-технология используется для записи музыкальных выступлений и обеспечивает качественное стереозвучание.
Видеоролик с кратким резюме по результатам тестирования
Заключение
В комплекте Sony XLR-K3M основное не микрофон, а микшерный пульт (аудиоадаптер), который предоставляет гибкие возможности по управлению звуком во время видеосъемки. Ручной режим, аттенюатор, фильтр низких частот, линейный вход, поддержка микрофонов с фантомным питанием, XLR/TRS-разъемы — все это позволяет получать предельно качественный результат. И особенно с топовыми камерами Sony A9 II и Sony A7R IV, которые поддерживают цифровой аудиоинтерфейс. Технологии будущего приходят уже сегодня. Важно не отставать от прогресса.
Плюсы: цифровой аудиоинтерфейс, функция ведущий/ведомый (Link) при ручном регулировании входящего сигнала, ручные регулировки уровня сигнала, наличие в комплекте удлинительного кабеля, разъем мини-джек (3,5 мм)
Минусы: нет визуального подтверждения работы микрофонов, нет возможности поканального мониторинга звука
Узнать больше про комплект Sony XLR-K3M:
https://www.sony.ru/electronics/interchangeable-lens-cameras-microphones/xlr-k3m
СПЕЦИФИКАЦИИ
Аудиоадаптер
Интерфейс: цифровой и аналоговый
Разъемы: XLR, TRS, мини-джек (3,5 мм)
Микрофон Sony ECM-XM1
Тип: электретный, моно
Диаграмма направленности: кардиоидная
Частотный диапазон: 40-20000 Гц
Удлинительный кабель
Июнь 2020