Семён Котенёв: «Картинка должна быть правильная, но не скучная»
Продолжая тему велогонки Red Bull Trans Siberian Extreme 2017, начатую в материале «Побеждает сила духа», расскажем о том, как проводилась видеосъемка. Эту задачу выполняла продакшн-компания «TAKOE digital movie» под руководством Семёна Котенёва.
Команда видео-продакшна сопровождала атлетов от старта до финиша на протяжении всех 14 этапов Red Bull Trans-Sberian Extreme, работала в режиме 24/7. После каждого финиша выдавала материалы для СМИ, интернет-канала RedBullTV и социальных сетей. В трех машинах разместилось 12 человек съемочной группы, включая пятерых водителей. Одна машина работала только в дневное время, две оставшиеся менялись посменно, постоянно сопровождая гонщиков.
Еще четыре специалиста осуществляли финальное редактирование материалов, находясь в С.-Петербурге.
Транспорт как часть команды
Видеосъемка в велогонке Red Bull Trans Siberian Extreme имеет свои особенности. Как вы думаете, от чего зависит успешный результат? Многие скажут, что от профессионализма оператора, и будут правы. В то же время хорошее видео велогонки можно снять, только имея в наличии машину с автоматической коробкой передач. И еще грамотного водителя, в идеале знакомого с велоспортом.
Автомобиль с механической коробкой передач будет нередко двигаться с рывками, особенно с места. Что не сможет компенсировать никакой стабилизатор и никакие мощные руки оператора. Особенно это актуально во время старта. Поэтому машина только с автоматом.
Водитель, знакомый с велоспортом, сможет совершать при движении по трассе грамотные и аккуратные обгоны спортсменов, держать до них необходимую дистанцию (не менее 5-7 метров), чтобы оператор мог набирать кадры, в соответствии с задачей.
Три микроавтобуса с автоматической коробкой передач были переоборудованы так, чтобы сидения не мешали вести съемку изнутри, а по салону можно было свободно передвигаться.
Работа видеооператоров на велогонке Red Bull Trans Siberian Extreme 2017 года
© DENIS KLERO/RED BULL CONTENT POOL
Почему техника Sony?
Команда Семёна Котенёва осуществляет видеосъемку велогонки Red Bull Trans Siberian Extreme все три года, которые он существует. Для двух последних событий они использовали фототехнику Sony. С чем был связан переход на другой бренд? Семён назвал несколько причин. Адекватный 50-кадровый формат XAVC S с кодеком H.264; приемлемое по шумам изображение в ночное время суток; компактный и легкий корпус; возможность подсоединять габаритную оптику с сохранением удобства управления; 5-осевой стабилизатор на матрице; возможность выбора фокусного расстояния для оптимальной работы стабилизатора на матрице с определенным объективом.
Таким образом, съемочная группа получила 5 камер ILCE-7S (3 шт.) и ILCE-7SM2 (2 шт.) и комплект оптики из 10 объективов. Съемка велась постоянно и днем и ночью. Также в дневную смену ежедневно работал оператор квадрокоптера.
Объектив
В качестве основного съемочного объектива операторы использовали профессиональный зум для видеосъемки FE PZ 28-135 мм F4 G OSS (SEL-P28135G). В этом объективе реализовано управление зумирования посредством ультразвукового привода (SSM). Иными словами, можно, не касаться мануальных колец на тубусе, а управлять зумированием кнопкой с пульта дистанционного управления RM-VPR1. Подобное решение обеспечивает плавную и бесшумную работу механизма зумирования.
При установке камеры ILCE-7SM2 в стедикаме получалось три аппаратных контура стабилизации: стедикам, 5-осевой стабилизатор на матрице камеры, стабилизатор Optical SteadyShot в объективе. В результате как бы машину ни трясло на неровностях дорожного полотна, изображение всегда получалось ровным. Ну, и еще можно добавить руки оператора как четвертый стабилизационный контур.
К слову, если спортсмены оказывались на значительном расстоянии от оператора, то он мог переключиться в камере в APS-формат, и диапазон фокусов объектива SEL-P28135G увеличивался до 42-200 мм.
По словам Семёна Котенёва, все операторы высоко оценили режим следящего автофокуса. Например, они выставляли точку на атлете, затем выстраивали композицию и начинали запись. При этом все операции выполнялись с пульта RM-VPR1, в том числе и подтверждение автоматической наводки на резкость после завершения выбора сюжета.
Плавную видеосъемку во время движения обеспечивали три аппаратных контура стабилизации: стедикам, 5-осевой стабилизатор на матрице камеры и стабилизатор Optical SteadyShot в объективе. С помощью пульта дистанционного управления RM-VPR1 операторы осуществляли зумирование, подтверждение точки фокусировки и включение/выключение записи видео.
А вот с объективом Vario-Tessar T* FE 16-35 мм F4 ZA OSS (SEL-1635Z) операторы могли снимать даже с рук. Он также оснащен стабилизатором изображения OSS (Optical SteadyShot). Конечно, речь идет о том, что используется камера ILCE-7SM2 с 5-осевым стабилизатором на матрице. «Стабилизированные камера и объектив очень компактные, и это позволяет быстро реагировать на внештатные ситуации — поясняет Семён Котенёв. - Да, это выглядит, как съемка с рук, но колебания находятся в рамках разумного. Если держать горизонт, то они выглядят естественными и не раздражают зрителя».
Все предустановки камер ILCE-7S/7SM2 были сделаны на среднем уровне. Профили изображения, в том числе популярный S-Log, не использовались. Никакого контраста, никакой цветовой насыщенности.
«У нас было пять камер, и у всех картинка на выходе должна быть идентичной, - объясняет Семён Котенёв. - Нужно было добиться одинакового, ровного соответствия по цвету и контрасту, а также чтобы изображение отвечало техническим требованиям контроля качества вещательных телекомпаний. Перед нами стояла задача получить «правильную картинку, но не скучную». Эмоции атлетов и композиции кадров должны работать на динамику и ощущение тяжелейшего испытания».
Собственно, в этом видео все подробно рассказано про комплект Sony для легкого стедикама.
О важности разведки
Съемочная группа не ждала, когда появится интересная локация для съемки, а работала на опережение. Машина с оператором квадрокоптера, машины фотографов, все ресурсы медиа не задействованные в сиюминутной съемке атлетов выдвигались вперед по маршруту с целью поиска интересных локаций. Далее в общий чат приходит сообщение: «Через столько-то километров будет участок с гравийным покрытием». Соответственно, одна из машин с оператором занимает позицию, чтобы снимать, как спортсмены будут преодолевать этот участок.
Рабочий процесс
Съемочный день начинался со старта. Перед операторами стояла довольно жесткая задача. Снимать видео под заданные сюжеты. Иными словами, не «поливать» камерой направо и налево, дескать, «потом режиссер с монтажером выберут лучшие кадры», а сразу просматривать готовый материал, удалять неудачные видео и отдавать монтажеру сюжеты, четко соответствующие поставленной задаче, которые сразу пойдут в монтажную линейку. Подобный подход понятен.
В полевых, вернее дорожных условиях, и при жестком графике нет времени на «ловлю музы» и ожидание вдохновения. Нужно все делать сразу и хорошо.
Таким образом, операторы подвозили находящемуся в одной из машин монтажеру карты памяти, он собирал секвенцию, состоящую только из рабочих кадров, и затем отправлял материалы в студию в С.-Петербург, где материал доводили до состояния полной готовности и заливали на сайт www.redbullcontentpool.com.
Конечно, перед началом велогонки была подготовлена структура сценария всех 14 серий дневника. В том числе перед стартом были сняты интервью атлетов и комментарии руководителей подразделений: мобильной кухни, веломехаников, физиотерапевтов и так далее.
По результатам велогонки Red Bull Trans Siberian Extreme продакшн-команда подготовила: 14 «дневников», 4 экшн-клипа, 15 новостных футажей (NewsCut) и один очерк о событии (Story Clip). Поставленная задач была полностью выполнена.
Story Clip «Surviving the Race» - основные моменты Red Bull Trans Siberian Extreme 2017 года словами участников.
© RED BULL CONTENT POOL
Заключение
Во время нашей беседы с Семёном Котенёвым он рассказывал о преимуществах техники Sony, благодаря которым удалось добиться хороших результатов, о специфике работы в мобильных условиях, об операторских приемах, которые позволяют зафиксировать эмоции спортсменов.
Однако в конце он признался, что в подобных длительных проектах, когда все участники находятся, по сути, в состоянии постоянного стресса, очень важна дисциплина в команде и стойкость духа, как бы пафосно это ни звучало. Слабость одного человека может привести к ошибке всего коллектива, поэтому решающим становится человеческий фактор, который никакая техника заменить не в состоянии.
Все видеоматериалы, подготовленные командой Семёна Котенёва на протяжении велогонки Red Bull Trans Siberian Extreme 2017 года, можно посмотреть здесь.
О том, как во время велогонки Red Bull Trans Siberian Extreme 2017 фотогруппа под руководством профессионала Sony Alpha Дениса Клеро осуществляла фотосъемку, читайте здесь.