Колонка эксперта
Анализ рекомендованной оптики для новейших камер Sony
Рекомендация оптики - достаточно сложное дело, находящееся в тисках множества понятий и требований. Многие стартуют с объяснения пары очевидных фактов — «выясните формат кадра вашей камеры» и «пользуйтесь самыми дорогими и совершенными».
Однако начинать надо с того, что у каждого человека имеется: собственное видение, особенности зрения, индивидуальный угол и поле зрения, как и объём психологического понятия «личное пространство».
Именно поэтому со временем фотограф выясняет для себя, что после зумирования при съёмке и кадрирования при обработке снимки подразделяются на несколько групп примерно равного масштаба объектов/сюжетов. Это определяется как статистически, так и инструментально.
Также существует понятие «уникальная оптика», которое накладывается на эти приёмы. У многих фотографов есть некоторый объектив, который по определённым причинам создаёт наиболее удовлетворяющую их картинку. Вопрос привычки и иногда престижа. Иными словами, для выбора лучшей и индивидуально-удовлетворяющей оптики необходимо пробовать разное.
Предел для старой оптики
Современная фотография уникальна тем, что мы покупаем сенсор с его уникальными возможностями, которые должны обеспечивать наши потребности и функции, заложенные в камеру. Новейшие матрицы настолько сложнее и совершеннее прежних, что производителям неминуемо пришлось бы пересчитывать всю оптику. Далеко не вся ассортиментная линейка объективов прежних лет способна обеспечивать качественный результат в новейших камерах. Хочется, чтобы было и отсутствие хроматизма, и минимальные геометрические искажения, и чтобы поддерживалась стабилизация с высокоскоростной и интеллектуальной следящей автофокусировкой...
Адаптировать старую оптику - можно и нужно, но следует понимать, что в какой-то момент вы можете почувствовать предел возможностей прежней оптики на новейшей матрице.
Конечно, и среди старой оптики можно встретить столь совершенные образцы, что мало какая новейшая разработка перекроет результат, но это - дорогая и «экземплярная» редкость.
В поисках универсальных решений
Беззеркальные (ILC) цифровые фотокамеры способны на многое, а правильный индивидуальный подбор оптики превращает их в ультимативный комплект, доставляющий удовлетворение как процессом, так и результатом. Определить персональный набор оптики - дело времени и опыта. И в этом процессе мы хотим помочь за счет представления наших экспертных знаний о современных объективах Sony.
В то же время следует отметить, что профессионал сам собирает комплект под свою задачу и свои привычно-успешные технологии съёмки. Любая подсказка ему даже бывает вредна. Поэтому наши комментарии следует воспринимать не как окончательный вердикт, а как мнение профессионалов, которое может оказаться полезным.
А если вы не нашли какой-либо объектив среди упомянутых? Возможно, ему подошло время меняться...
Вы нацелены на обработку изображения, которое создаёт камера? Вам комфортнее использовать зумы (объективы с переменным фокусным расстоянием) - всегда можно потом подкадрировать, выправить и проч.?
Или вы хотите фиксировать красоту мира в том виде, в котором природа вам дала прекрасное увидеть - вы ближе к определённым, наиболее подходящим под задачу объективам с фиксированным фокусным расстоянием.
Замечание для самых нетерпеливых: универсальной оптики не существует. Но объективы, способные выполнять максимум возможных задач - имеются.
Любительская оптика
Особенность фирменной любительской оптики заключается в том, что она зачастую весьма хороша и в полной мере функциональна при невысокой цене.
Компания Sony выпускает несколько любительских универсальных объективов с байонетом FE.
Sony FE 24–105/4 G OSS (SEL24105G)
Постоянная светосила F:4.0 достаточна для работы с современными электронными Live-View-видоискателями высокого разрешения, а размер и вес объектива является приемлемым для ежедневного использования. Встроенный оптический стабилизатор (OSS) берёт на себя работу с двумя осями стабилизации - три другие остаются в распоряжении матричного стабилизатора камеры. 4 асферические и 3 ED-линзы (Extra-Low Dispersion) очень хорошо справляются с построением резких изображений даже на многомегапиксельных про-матрицах. Минимальная дистанция фокусировки позволяет делать предметную съёмку на границе понятия «макро». Ирисовая диафрагма с девятью скруглёнными лепестками хорошо отрабатывает размыв зоны нерезкости. А за скорость автофокусировки отвечает бесшумный, мощный и компактный ультразвуковой мотор прямого привода Direct Drive Super Sonic wave Motor (DDSSM).
«Колокольчик на новогодней ёлке». Sony A7R III, Sony FE 24–105/4 G OSS, 1/6 с, f/8, ISO 16800, f=105 мм. Фото: © Александр Бахтурин
Профессионал Sony Alpha Юрий Афанасьев: «Один из любимейших и наиболее часто используемых объективов. Сочетание размера, цены и качества — выше всяких похвал. Объектив прекрасно себя проявляет как при работе в студии, так и в тревел-фотографии».
Фотограф Александр Насонов: «Абсолютно профессиональный объектив, невзирая на светосилу, достаточный для самых сложных задач профессиональной фотографии».
Король компактности. Объектив складывается при выключении, становится незаметным и превращается в постоянного компаньона любительской камеры. Развёрнутый в рабочее положение, он способен выдавать удивительные резкие и контрастные кадры, а скорости работы автофокуса для его нормальных сюжетов вполне достаточно. При этом размер и вес - как у объектива для компакта APS-формата.
Sony FE 28-70/3.5-5.6 OSS (SEL2870)
Первая модель из линейки полнокадровых любительских зумов. Она отличается бесшумностью при изменении фокусного расстояния и фокусировки. А чтобы любителю было удобнее, имеется оптический стабилизатор, работающий во взаимодействии со стабилизатором камеры. Уникальная оптическая схема позволяет использовать его как перевёрнутый макрообъектив с плавным изменением масштаба снимаемого объекта.
Sony FE 70-300/4.5-5.6 G OSS (SEL70300G)
Универсальный длиннофокусный зум со стабилизатором изображения. Если бы не светосила (благодаря которой он компактен!) объектив смог бы составить достойную конкуренцию многим более дорогим профессиональным объективам. Причём и в спортивной, и в репортажной, и в портретной, и в макрофотографии. Эта модель легко дополнила в 2016 году (а позже и заменила) ещё более компактный объектив первого поколения Sony FE 70-200 мм F4 G OSS (SEL70200G) выпущенный в 2013 году. Sony FE 70-300/4.5-5.6 G OSS - результат длительной эволюции, начавшейся в 1985 году с объектива Minolta AF Zoom 70-210/4, к которому фотографы до сих пор относятся с уважением.
«Портрет девушки со свечами». Sony A7R III, Sony FE 70-300/4.5-5.6 G OSS, 1/125 с, f/5.6, ISO 4000, f=120 мм. Фото: © Александр Бахтурин
Судьба репортажной тройки
Продолжая обзор, перейдем к рассмотрению универсальных профессиональных объективов. И сразу вспомним про понятие «репортажная тройка», которое мы часто слышим. Традиционно она включает три репортёрских зум-объектива с общим диапазоном фокусных расстояний 28-200 мм. Однако время внесло свои коррективы, благодаря прогрессу разработки оптики, и сегодня мы можем говорить о диапазоне... 12-600 мм.
Каждый фотограф, основываясь на своём опыте и задачах, собирает свой вариант используемого комплекта. Опираться на чужой опыт чревато, поскольку мы не можем предположить, на чей опыт, на какие выводы и ситуации оглядывался предшественник. У кого-то денег полностью хватило на нужный комплект, кто-то получил технику от знакомых бесплатно, у третьих были модели на старте и проч.
В середине октября 2013 года, в момент выхода первых полнокадровых беззеркальных камер Sony Alpha с байонетом FЕ, компания Sony анонсировала четыре объектива, а именно: Sony Carl Zeiss Sonnar T* FE 55/1.8 ZA (SEL55F18Z), Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* E 24-70/4 ZA OSS (SEL2470Z), Sony FE 70-200/4 G OSS (SEL70200G) и Sony FE 28-70/3.5-5.6 OSS (SEL2870). До этого все объективы с байонетом Е предназначались для аппаратов Sony NEX формата APS-C.
Объективы с индексом «Z» были созданы в сотрудничестве с великим концерном Carl Zeiss, давним и добрым партнёром Minolta и Sony. Спустя год, в сентябре 2014, в линейку добавили Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35/4 ZA OSS (SEL1635Z).
Таким образом, первую «репортажную тройку» объективов Sony малого формата с байонетом FE образовали следующие модели: Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35/4 ZA OSS (SEL1635Z), Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* E 24-70/4 ZA OSS (SEL2470Z) и Sony FE 70-200/4 G OSS (SEL70200G). Все они были компактны, имели светосилу F:4.0 (и оптическую стабилизацию в качестве компенсации вынужденных длинных выдержек), но в профессиональной гонке со светосильными (F:2.8) коммерческими объективами активно конкурировать не могли.
Сегодня репортажный набор включает: Sony FE 12–24/2.8 GM (SEL1224GM), Sony FE 16-35/2.8 GM (SEL1635GM), Sony FE 24-70/2.8 GM (SEL2470GM), Sony FE 70-200/2.8 GM OSS (SEL70200GM), Sony FE 100-400/4.5–5.6 GM OSS (SEL100400GM), Sony FE 200–600/5.6–6.3 G OSS (SEL200600G), и собирать набор объективов для своих задач стало сложнее и интереснее.
Теперь выбор не ограничивается двумя-тремя объективами. Возможно комбинировать разные варианты комплектов из двух или трёх объективов. А кому-то и четыре объектива в комплекте окажутся идеальным набором: три в кофре и один на камере.
Первые четыре объектива обеспечивают универсальную репортёрскую светосилу F:2.8.
Модель Sony FE 100-400/4.5–5.6 GM OSS (SEL100400GM) не столь светосильна, но заслужила глубокое уважение за универсальность и скорость.
Объектив Sony FE 200–600/5.6–6.3 G OSS (SEL200600G), даже не относясь к группе G Master, обеспечивает столь высокое качество и обладает такой экспедиционной надёжностью, что позволяет относить его к профессиональным.
Элита: профессиональная оптика
К ней относятся объективы G Master. Они насыщены технологиями, обеспечивающими высочайшие требования профессионального и коммерческого использования. Все модели собраны на телецентрических оптических схемах (обеспечивают плоскопараллельный поток световых лучей от объектива к сенсору), которые гарантируют получение предельной плоскостности изображения.
Линзы оптики G Master — тонкие, и в них реализованы сложные комбинации лучшего стекла и прогрессивных методов его обработки. В объективах G Master активно используются новейшие разработки сверхнизкодисперсных линз и технологии XA (Extreme Aspherical)/[AA] Advanced Aspherical.
Плазменная полировка создаёт в 20 раз более гладкую поверхность стекла, что проявляется в отсутствии «луковой шелухи» внутри бликов в зоне размыва изображения. Сами блики - идеально ровные, благодаря 9-11 скруглённо-лепестковым электронно-управляемым диафрагмам.
Закраины линзовых блоков и внутренние поверхности объективов покрыты инновационным чернением, практически уничтожающим саму возможность внутренних переотражений в конструктиве.
Поверхность всех линз с обеих сторон защищена многослойным внедрённым просветлением Sony Nano AR II Coating, а внешние поверхности передней и задней линз забронированы фторидным покрытием.
Системы фокусировки большинства объективов базируются на скоростных и бесшумных линейных электродвигателях Sony.
В длиннофокусных зумах встроена интеллектуальная система стабилизации, работающая совместно с 5-осевым стабилизатором камеры.
Большинство профессиональных зумов имеет погодозащитную конструкцию, пылезащиту и морозоустойчивы.
На всех объективах расположены программируемые кнопки (от 1 до 3), на которые назначается необходимая функция из меню камеры.
Sony FE 12–24/2.8 GM (SEL1224GM)
Универсальный зум-объектив с исправленными геометрическими искажениями, ректангулярный сверхширокоугольник с диагональю 120-85 градусов, то есть все прямые линии снимаемого объекта останутся на снимке прямыми даже при осевых искажениях, а при обработке всё легко правится. Искажения - только диагональная растяжка, да и то красивая, без потери резкости.
Идеально работает в задачах репортажной, ландшафтной, архитектурной, предметной и астрофотографии, используется для видеосъёмки. Важная особенность - жёстковстроенная лепестковая бленда, защищающая весьма выпуклую переднюю линзу. Следствие этого - необходимость работы в творческих задачах с компендиумами для прямоугольных стеклянных или фолиевых (Gel) светофильтров.
Sony FE 16–35/2.8 GM (SEL1635GM)
Универсальный зум-объектив с исправленными геометрическими искажениями, ректангулярный широкоугольник. Идеально работает в задачах репортажной ландшафтной, архитектурной, спортивной, предметной и астрофотографии, широко используется для видеосъёмки.
Sony FE 24–70/2.8 GM (SEL2470GM)
Универсальный репортажный зум-объектив, используется в портретной, архитектурной, спортивной, предметной съёмке.
Sony FE 70–200/2.8 GM OSS (SEL70200GM)
Универсальный репортажный длиннофокусный зум-объектив. Используется в портретной, архитектурной, спортивной, предметной съёмке. Система автофокуса - гибридная, объединяет ультразвуковой двухкольцевой мотор для передних оптических элементов и скоростные линейные моторы прямого привода для задних элементов. Встроенная система 2-осевой линзовой оптической стабилизации, гибридизуемая с 5-осевой матричной стабилизацией камеры. Оснащён штативным креплением.
Sony FE 100-400/4.5–5.6 GM OSS (SEL100400GM)
Репортажный длиннофокусный зум-объектив, используется в уличной, портретной, архитектурной, спортивной, природной съёмке. Система автофокуса - гибридная, объединяет ультразвуковой двухкольцевой мотор для передних оптических элементов и скоростные линейные моторы прямого привода для задних элементов. Встроенная система 2-осевой линзовой оптической стабилизации гибридизуемая с 5-осевой матричной стабилизацией камеры. Оснащён штативным креплением.
«Закат над Москвой». Sony A7R III, Sony FE 100-400/4.5–5.6 GM OSS, 1/15 с, f/8, ISO 2000, f=400 мм. Фото: © Александр Бахтурин
Профессионал Sony Alpha Юрий Афанасьев: «Потрясающий своими габаритами объектив: меньше и легче, чем всем известный Canon 70-200/2.8, он обладает вдвое большим фокусным расстоянием и идеальной резкостью по всей площади кадра. При использовании с 1,4-кратным телеконвертером SEL14TC получается компактный объектив с фокусным расстоянием 580 мм и с такой же превосходной резкостью по всей площади кадра».
Sony FE 200–600/5.6–6.3 G OSS (SEL200600G)
Репортажный длиннофокусный зум-объектив, используется в уличной, портретной, спортивной, природной съёмке. Автофокусировкой «заведуют» парные скоростные линейные моторы прямого привода. Встроенная система 2-осевой линзовой оптической стабилизации, объединяемая с 5-осевой матричной стабилизацией камеры. Один из лучших сафари-объективов современной фотографии, потому что недорогой и легкий — 2 кг. Оснащён штативным креплением.
Но существуют и внекатегорийные модели, которые никак не укладываются в жёсткие рамки фотографических стереотипов.
Sony FE 12–24/4 G (SEL1224G)
Предшественник профессиональной светосильной модели, универсальный зум-объектив с исправленными геометрическими искажениями, ректангулярный сверхширокоугольник. И при этом компактный и достаточно лёгкий.
Идеально работает в ландшафтной, архитектурной, интерьерной, предметной съёмке и... даже применим для портрета! Важная особенность — жёстковстроенная лепестковая бленда, защищающая весьма выпуклую переднюю линзу. Как следствие этого - необходимость работы в творческих задачах с компендиумами для прямоугольных стеклянных или фолиевых/гелевых (Gel) светофильтров.
«Девушка на лестнице. Центральный рынок на Рождественском бульваре, Москва». Sony A7R III, Sony FE 12–24/4 G, 1/250 с, f/8, ISO 4000, f=12 мм. Фото: © Александр Бахтурин
Профессионал Sony Alpha Юрий Афанасьев: «Фантастически компактный и легкий объектив. Незаменимый помощник при съемке интерьеров и архитектуры. При корректной установке прямые линии остаются прямыми. При использовании объектива в тревел-фотографии можно получать уникальные фотоснимки пейзажей и быть уверенным что края останутся абсолютно резкими».
Фотограф Александр Насонов: «Объектив позволил выполнить на высоком уровне несколько заказов, которые другими объективами исполнить было бы невозможно».
Sony FE 24-240/3.5-6.3 OSS (SEL24240)
Объектив 2015 года, создавался для камер с сенсором 12-24 Мпикс., способен выполнять любительские задачи при обязательном включении в меню камеры функции «Автоматической микроюстировки» (Micro Adjustment)/[AF Micro Adjustment].
Следует иметь в виду, что громадный диапазон сказался на скорости фокусировки (она «не спортивная»), на слежении и на весе объектива (780 г). Но это действительно универсал, «один-за-всех» (от макро: 9х13 см до теле: 8,5 градусов) со встроенной стабилизацией для условий, в которых объектив менять/снимать с камеры нежелательно/не хочется.
«Собор Воскресения Христова в Сретенском монастыре, Москва». Sony A7R III, Sony FE 24-240/3.5-6.3 OSS, 1/250 с, f/5.6, ISO 1600, f=240 мм. Фото: © Александр Бахтурин
Фотограф Игорь Верещагин: «Благодаря универсальности объектива 24-240, им, как ни странно, можно сделать неожиданно такой кадр, который больше не успеешь снять ничем».
Sony FE PZ 28-135/4 G OSS (SEL28135G)
Уникальный видеообъектив, который с успехом применяется в студийной фотографии. Во всех своих деталях он оптимизирован именно для видеосъёмки: раздельные кольца управления фокусировкой, зумированием, диафрагмой - все с глубокой накаткой для соединения с дистанционно-управляемыми приводами. Кольцо зумирования различает интенсивность сдвига - так регулируется скорость пьезомоторного приближения/удаления объекта в кадре.
Объектив крупный и нелёгкий, поэтому оснащён мощной интеллектуальной системой гибридной стабилизации. На корпусе расположены программируемые кнопки, на которые назначается необходимая функция из меню камеры. При зумировании фокусировка не нарушается и не сдвигается, практически полностью исключён эффект «дыхания» при смене дистанции или диафрагмы в процессе съёмки.
Скорость автофокуса достаточна для профессиональной работы, благодаря мощному и точному мотору Super Sonic wave Motor (SSM). Объектив оснащён штативным креплением и специализированной «киношной» блендой. В видоискателе камеры создаётся объёмное высокодетальное художественное изображение без искажений, от которого оторваться помогает лишь... высокая стоимость этого объектива.
Право слово, «киношный» вариант этого объектива для формата APS-C (читай: Super35) Sony E PZ 18–110/4 G OSS стоит ещё дороже, и весьма заслуженно.
Дискретная оптика
Пришла пора поговорить о выборе самых интересных - фикс-фокальных объективах. Они относятся к любительской группе, но способны решать самые сложные задачи.
С 2013 года и по сегодняшний день один объектив выделяется как наиболее универсальный и качественный — Sony Carl Zeiss Sonnar T* FE 55/1.8 ZA (SEL55F18Z).
Sony Carl Zeiss Sonnar T* FE 55/1.8 ZA (SEL55F18Z)
Маленький и лёгкий, быстрый и тихий, резкий и контрастный, выносливый, с великолепной оптической схемой. Даже после появления великолепного Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50/1.4 ZA (SEL50F14Z) его популярность нисколько не угасла. Конечно, по причине цены.
К слову, именно на Sonnar FE 55/1.8 ориентировались конструкторы, когда спустя шесть лет создавали великолепный Sony FE 35/1.8 (SEL35F18F).
Профессионал Sony Alpha Сергей Гаврилов: «Sony Carl Zeiss Sonnar T* FE 55/1.8 ZA был куплен сразу с моей первой камерой Sony. Но потом был продан, чтобы профинансировать покупку другого объектива. Прошло немного времени, и мне стало понятно, что без этого маленького и легкого объектива стало неуютно на съёмке. Качество, скорость и чрезвычайная компактность делают его очень удобным. Также фокусное расстояние 55 мм вместо более привычных 50 часто предпочтительнее именно для портретного фотографа. В общем я купил его снова и теперь не хочу расставаться».
Фотограф Александр Насонов: «Эталонный объектив, создающий изображение, неотличимое от результатов работы объектива, который в пять раз дороже».
Sony FE 35/1.8 (SEL35F18F)
При равном значении закрытой диафрагмы он мало чем уступает потрясающему Sony FE 35/1.4 GM (SEL35F14GM). А размер и вес — минимальны.
Кстати, объективы 35 мм, 55 мм и 85 мм составляют весьма популярную комбинацию. И позицию 85-мм модели в ней представляет также весьма интересный и заслуженно любимый объектив Sony FE 85/1.8 (SEL85F18).
Компактный портретник этого фокусного расстояния популярен в малоформатной фотографии уже 100 лет. Именно этот объектив был доработан до очень высокого уровня, и по рисунку, скорости, точности и чистоте соответствует жёстким профессиональным требованиям. А светосила - это плата за компактность, поддерживаемая почти втрое меньшим весом и ценой.
Все три объектива создают профессиональный результат, невзирая на отсутствие «золотых погон». А если кому-то 65 градусов поля зрения по диагонали 35-мм объектива оказываются недостаточны, то можно увеличить угол поля зрения комплекта за счет объектива Sony FE 20/1.8 G (SEL20F18G).
Sony FE 20/1.8 G (SEL20F18G)
Дизайн новых широкоугольников Sony FE 20/1.8 G (SEL20F18) и Sony FE 35/1.8 (SEL35F18F) унаследован от великолепных Sony Carl Zeiss Sonnar T* FE 55/1.8 ZA (SEL55F18Z) и Sony FE 24/1.4 GM (SEL24F14GM) и отличается кольцом управления диафрагмой на корпусе объектива. Впервые оно появилось на профессиональном Sony FE 85/1.4 GM (SEL85F14GM).
Рядом с кольцом диафрагмы находится переключатель Click-ON. Он отключает режим щелчков положения диафрагмы (важный инструмент управления репортажного фотографа) и переводит диафрагменное кольцо в режим бесступенчатого (важно при портретной фотографии) и бесшумного (важно при видеосъёмке) управления.
Моторы фокусировочной системы, конечно, много более простые, но достаточные, при этом умещаются в компактном корпусе.
Великолепный результат создаёт единственный широко рекомендуемый макрообъектив Sony, а именно модель Sony FE 90/2.8 Macro G OSS (SEL90M28G).
Sony FE 90/2.8 Macro G OSS (SEL90M28G)
Это объектив с историей и изюминкой, он высоко ценится как макрофотографами, так и портретистами, несмотря на невысокую скорость фокусировки. Картинка точная, контрастная, с узнаваемыми особенностями.
«Росянка в горшке, Sony A7S III, Sony FE 90/2.8 Macro G OSS, 1/8 с, f/16, ISO 8000. Фото: © Александр Бахтурин
Профессионал Sony Alpha Юрий Афанасьев: «Считаю, что это лучший объектив в своем классе. Для тех, кто занимается макрофотографией, это бесценный помощник. Любители портретной съемки должны помнить, что у него действительно очень красивое боке, но по краям кадра размытые световые кружочки превращаются в овалы».
Также надобно упомянуть о компактных полнокадровых фиксах - это четыре удивительных объектива. Старейшина группы — неувядаемый Sony Carl Zeiss Sonnar T* FE 35/2.8 ZA (SEL35F28Z).
Sony Carl Zeiss Sonnar T* FE 35/2.8 ZA (SEL35F28Z)
С 2013 года не перестаёт удивлять отличным качеством картинки, невзирая на свою миниатюрность. В 2021 году он получил помощников: три вспомогательных объектива замечательного качества и при этом — маленькие. Они обладают достаточной светосилой и функциональностью. Стабилизируются - камерой, но диафрагменное кольцо и кнопка функционального управления на корпусе присутствует.
Фотограф Александр Насонов: «Непревзойдённая картинка со «звенящим» изображением при минимальном размере объектива».
Судя по оптической схеме, объективы Sony FE 40/2.5 G (SEL40F25G) и Sony FE 50/2.5 G (SEL50F25G) вышли «из-под одной руки» и... весьма знакомой. Но последний - более сложный и более совершенный. Однако и схема Sony FE 24/2.8 G (SEL24F28G) восхищает, невзирая на светосилу и учитывая размеры. Появилась реальная возможность собрать туристический комплект из камеры и трёх объективов. И как ни тасуй, а получается менее полутора килограммов веса.
Sony FE 40/2.5 G (SEL40F25G)
Sony FE 50/2.5 G (SEL50F25G)
Sony FE 24/2.8 G (SEL24F28G)
В то время как про-камера с одним про-объективом - уже более килограмма. Такие объективы замечательно перекрывают прорехи в индивидуальной линейке фокусных расстояний.
Отдельно следует перечислить профессиональные бескомпромиссные фикс-объективы серии G Master. Выше уже были названы их особенности. Компания Sony создаёт их под конкретные требования профессионалов.
Sony FE 14/1.8 GM (SEL14F18GM)
Важная особенность этого объектива - жёстковстроенная лепестковая бленда, защищающая весьма выпуклую переднюю линзу. Следствие этого - встроенный пружинный держатель фолиевых светофильтров за задней линзой и необходимость работы в творческих задачах с компендиумами для прямоугольных стеклянных или фолиевых светофильтров.
Sony FE 24/1.4 GM (SEL24F14GM)
Удивительный объектив. И я использую это слово не просто так. Я удивлялся непрерывно, с того момента, как взял его в руки и получил первые результаты. Искажений нет, причём при любой дистанции съёмки. Пейзаж, интерьер, архитектура, предметная съёмка на грани макро и... портрет. При этом он удивительно маленький и лёгкий - конкуренты остались позади. И бесшумная следящая фокусировка на линейных двигателях.
«Домик на новогодней ёлке». Sony A7R III, Sony FE 24/1.4 GM, 1/15 с, f/4, ISO 3200. Фото: © Александр Бахтурин
Александр Бахтурин: «Меньше любого конкурента, универсальный и крайне точный объектив создаёт романтическое изображение с потрясающей глубиной детализации».
Sony FE 35/1.4 GM (SEL35F14GM)
Заслуженный минольтовский объектив для A-байонета Sony A 35/1.4 G (SAL35F14G) 2006 года был великолепен для съёмки при низкоконтрастном освещении. В 2015 для байонета FE появился Sony Carl Zeiss Distagon T* FE 35/1.4 ZA (SEL35F14Z) - тяжёлый, истинный Zeiss, замечательно работавший при недостатке освещения. В январе 2021 Zeiss заменили на G Master - Sony FE 35/1.4 GM (SEL35F14GM). Он легче и совершеннее предшественников оптически, универсальнее в применениях, много быстрее в фокусировке и слежении. Цветопередача заставляет вспомнить лучшие классические образцы германских художественных объективов. Искажений нет настолько, что для многих он стал стандартным объективом.
Sony FE 50/1.2 GM (SEL50F12GM)
Долгожданный сверхсветосильный полтинник заменил великолепный, но тяжёлый и недостаточно быстрый Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50/1.4 ZA (SEL50F14Z). Вес и размеры не увеличились, а точность цветопередачи и разрешающая способность — намного возросли. Фокусировкой заведуют две пары скоростных бесшумных линейных моторов.
Sony FE 85/1.4 GM (SEL85F14GM)
Первый объектив G Master, заложивший стандарт этой группы профессиональной оптики. При массовых сравнениях портретных моделей, а так случалось неоднократно, процесс выбора (бывало - в середине процесса) на нём и заканчивался, остальной арсенал уже не трогали. Система фокусировки гибридная: передние элементы передвигает двухкольцевой ультразвуковой мотор DDSSM, а задние группы - плавный и бесшумный линейный двигатель. Первый отвечает за скоростную наводку, второй - за плавное сопровождение при слежении или видеосъёмке.
Профессионал Sony Alpha Юрий Афанасьев: «Потрясающий объектив для портретной фотографии. Идеальное боке по всему полю. При съемке выразительных портретов можно выйти на любой неприглядный пейзаж который безупречно размоется и станет великолепным фоном для съемки модели».
Sony FE 100/2.8 STF GM OSS (SEL100F28GM)
Безусловно, это, в первую очередь, портретный объектив. Правда, его неоднократно пытались использовать для других задач - в интерьерной, предметной съемке, в макро. Он справлялся. Но портрет всегда перетягивал.
Уникальна оптическая схема, разработанная компанией Minolta в 1999 году для объектива Minolta MF STF 135/2.8 [T4.5]*. В конструкцию введён обратный нейтральный центрофильтр, называемый аподизационным элементом. Такой нейтральный фильтр имеет градационно-затемнённые края (центрофильтры выравнивали неравномерность яркости поля широкоугольников и обладали затемнённым центром). Его задача - при введении в световой поток, размывать края окружности блика в зоне нерезкости. Результат - превращение блика из кружочка в шарик. Блик превращается в объёмный, оторванный от фона. Красота эффекта боке, размытия зоны нерезкости - «сливочная».
До 2017 года внутри такого блика наблюдались неравномерные «луковые чешуйки» шумов, вызванные неравномерностью поверхности линзы. Но технология полировки G Master создаёт в 20 раз более ровную поверхность, и «пузырик» получается совершенным. Ещё красивее размыв оказывается, благодаря 11-лепестковой диафрагме со скруглёнными лепестками. Точнее диафрагм в таком объективе две, и вторая формирует световой поток перед аподизационным (затеняющим) элементом.
Светосила этого объектива - камень преткновения для многих. Значение F:2.8 существует в незатемнённом центре блика, а по краю светопропускание - [Т:5.6]. «Думать в две диафрагмы» - необходимое условие съёмки с этим объективом. Фотограф должен представлять разницу яркостей между зонами снимка и точками объекта съёмки.
Объектив отлично упакован - автофокусировкой управляет двухкольцевой ультразвуковой мотор DDSSM, имеется макрорежим в диапазоне 0,57-1 м с масштабом 1:4, а также диафрагменное кольцо и кнопка функционального управления.
Объектив оснащён 2-осевым оптическим стабилизатором, который в процессе работы объединяется с 5-осевым матричным стабилизатором камеры. Работать «соткой» сложно, но результат получается выдающийся.
Фотограф Александр Насонов: «Художественный инструмент для тех, кто понимает что делает - с кинематографической, управляемой картинкой».
Александр Бахтурин: «Академический объектив, требующий двух высших образований: фотографического и художественного».
Sony FE 135/1.8 GM (SEL135F18GM)
Появление этого объектива вызвало волну возмущения. Почему не перевыпустили великолепный объектив Sony Carl Zeiss Sonnar T* 135/1.8 ZA (SAL135F18Z) 2006 года под новый маунт? Оказалось, защищая конструкцию патентами, можно переусердствовать. Кроме того, требовалась лучшая настройка к новейшим сенсорам, бОльшая скорость и точность фокусировки, а также более высокое оптическое качество. Всё это смогли обеспечить технологии Sony G Master. Объектив стал легче, быстрее - в нём впервые были применены два парных набора линейных двигателей eXtreme Dynamic (XD), получил 11-лепестковую скруглённую диафрагму и плавающую фокусировочную группу. Новый 135-ый поистине универсален: портрет, пейзаж, жанровая и предметная съёмка, спорт - ему подвластно многое. Выпустить его из рук не только сложно - больно...
«Натюрморт с садовой земляникой». Sony A7R IV, Sony FE 135/1.8 GM, 1/250 c, f/2, ISO 1600. Фото: © Александр Бахтурин
Профессионал Sony Alpha Сергей Гаврилов: «Мой страшный сон: приезжаю на съемку и понимаю, что в кофре нет Sony FE 135 1.8 GM. Объектив стал «главным калибром» моей портретной фотографии. Идеальные результаты практически в любых условиях. Он обладает собственной магией: делает изображение чрезвычайно привлекательным».
Профессионал Sony Alpha Юрий Афанасьев: «На практике это объектив 85/1.4, но только с фокусом 135 мм. Еще большее размытие фона при тех же пропорциях лица в кадре. Имеет реально быстрый автофокус и позволяет снимать, находясь на большей дистанции от объекта, по сравнению с 85/1.4».
Объективы Sony FE 400/2,8 GM OSS (SEL400F28GM) и Sony FE 600/4 GM OSS (SEL600F40GM) — это, в первую очередь, спортивная оптика для профессиональной съёмки спортивных соревнований. Во вторую, для съёмок дикой природы. Дорогие, совершенные, защищённые и скоростные инструменты. Короткий рабочий отрезок и применение технологий Sony G Master позволили сделать их короче и легче предшественников (каждый примерно по 3 кг). Специалисты и профессионалы весьма высоко оценили эти модели.
Sony FE 400/2,8 GM OSS (SEL400F28GM)
Sony FE 600/4 GM OSS (SEL600F40GM)
Заключение
Известная шуточная притча гласит, что фотограф проходит через 12 ступеней развития - от одного простого объектива на простейшей камере до любимого объектива на совершенной камере. А по пути - много чего происходит под девизом «Лишних объективов не бывает». Один - легкий, другой - светосильный, третий - мощный телезум... Но все объективы не купить. Да это и не нужно. Фотограф сам подбирает оптику под свои задачи и творческие предпочтения в течение долгого времени. Ну, а цель этого материала - наиболее полно и доступно раскрыть технический потенциал современных объективов Sony.
Ну, а выводы, каждый сделает сам.
Июль, 2021