Колонка эксперта
В современной любительской камере обязательно присутствует «Программный» (Р) режим и его «упрощённые» варианты: «Сцены» (SCN), «Зелёный Интеллектуальный Авто» и «Золотой Супер Авто». Изначально программные режимы были созданы для автоматизации работы камеры ради освобождения пользователя от технических подробностей, то есть для занятий творчеством.
Построение программной линии – сложная математическая задача. Иногда она вовсе не прямая... Необходимо связать данность – освещённость, расстояние фокусировки, скорость и траекторию движения объекта, расположение объекта в поле кадра относительно переднего и заднего плана, у которых есть определённая яркость – с техническими требованиями фотографа и его невысказанными пожеланиями, о которых камера должна догадаться.
Фотограф указывает подходящее для его задумки соотношение выдержки и диафрагмы и фокусируется на сюжетно-важный объект. Автоматика берёт на себя и задачу управления чувствительностью, а «память предков», лежащая в основе системы матричного замера экспозиции, определяет возможные оптимальные параметры.
В P-режиме огромный каталог алгоритмов лучшего кадра «памяти предков» выступает единым массивом. Для большей точности объём данных делится по явным сюжетным подразделениям – так образовывается режим SCN. Съёмка идёт в формате JPEG. Часть из этих сюжетов естественна — см. далее.
«Портрет»/«Portrait». Режим размывает задний план, тем самым обеспечивая его яркостную проработку. Однако основной экспозиционный и композиционный акцент делается на портретируемом. Его лицо, в свою очередь, может распознаваться автоматикой камеры. В определённых ситуациях режим может самостоятельно включать «смягчение кожи» портретируемого. Для начинающих очень полезно разрешать камере осуществлять автокадрирование – в этом случае аппарат запишет два кадра, один из которых он скадрирует самостоятельно, в соответствии с композиционными правилами.
«Ночной портрет»/«Night portrait». Автоматика работает, как и в случае с обычным портретом (см. выше). Однако в этом режиме добавляется автоматическая вспышка и длинная выдержка затвора, благодаря которой обеспечивается проработка деталей фона.
«Высокая чувствительность»/«High Sensitivity». Съемка ведется на высоких чувствительностях и без вспышки. Кадр получается без шумов, что обеспечивается системой зонального их подавления.
«Домашние животные»/«Pets». Фокусировка на домашних животных.
«Спорт»/«Sports Action». Распознаёт быстро движущийся объект и «замораживает» его на снимке. В этом режиме автоматически подключается серийная съёмка со следящим автофокусом. В режим слежения/сопровождения переключается и стабилизатор.
«Макро»/«Macro». Сигналом о переходе в этот режим является малое расстояние фокусировки.
«Гастрономия»/«Food». Съёмка еды в привлекательном виде, с правильной резкостью и насыщенными цветами.
«Пейзаж»/«Landscape». Фокусировка на бесконечность, максимальная резкость и насыщенные цвета. Но это не всё. Автоматика действительно способна удалить дымку из кадра, управляя насыщенностью цветовых тональностей.
«Ночная сцена»/«Night scene». Съёмка в низком ключе без пересвечивания деталей включает в себя алгоритмы, ранее выделявшиеся в отдельный режим «Съёмка при свечах», «Музей» и проч.
«Закат»/«Sunset». Закат становится сверкающим благодаря яркости красок и многообразию оттенков красного. При этом обеспечивается великолепная детализация и выделение мелких акцентов света и цвета.
«Фейерверк»/«Fireworks». Съёмка цветных вспышек на тёмном небе.
Следующие два режима уникальны благодаря математическому объединению данных серии снимков, производимой автоматически.
«Сглаживание размытости»/«Anti-Motion Blur». При съёмке без вспышки подвижного объекта камера делает серию, из которой сшивает резкое изображение объекта, частично уменьшая ещё и уровень шумов.
«Съемка с рук в сумерках»/«Hand-held Twilight». Съемка с рук на высоких чувствительностях без шумов обеспечивается системой зонального гашения шумов, разработанной компанией Sony. После нажатия на спусковую кнопку камера выдает серию из 4-6 кадров, при объединении которых в один снимок шумы удаляются, а резкость – повышается.
Это кадр сшит из шести экспозиций, сделанных на высоких чувствительностях с минимизацией шумов.
«Песок и снег/Пляж и Снег»/«Snow&Sand/Beach&Snow». Режим получения качественного снимка в условиях гиперконтраста. Результат противоположен тому, что получается в режиме «Текст». Режим «Песок и снег/Пляж и Снег» выносится в настройки творческого стиля «Черно-белое»/«B&W» с индивидуальной ручной регулировкой контраста и в режим «Эффект рисунка» – высококонтрастный черно-белый).
Отдельным программным режимом является «Панорама проводкой». Сшивание панорамы производится из серии снимков и доступно получение четырех автоматических вариантов. «Стандартная вертикальная панорама» с соотношением сторон 1.2х; «Стандартная горизонтальная» – 4.4х; «Широкая вертикальная» - 2.5х и «Широкая горизонтальная» – 6.6х.
Выбор направления съёмки зависит от выбора точки или объекта, с которого начнется движение камеры. Это важно, поскольку экспозиция и фокусировка запоминаются в момент нажатия на спуск и сохраняются на протяжении всей съёмки. Какие ошибки возможны?
Движущиеся объекты могут размазаться. Резкость окажется выставленной по ближнему объекту, в то время как она должна быть на таком объекте, который расположен на оптимальном расстоянии, соответствующем глубине резкости. Экспозиция, которая была определена по слишком светлой части кадра, приведёт к недоэкспонированию основной площади изображения, и наоборот.
Массив «Памяти предков» P-режима можно каталогизировать иначе - «Зелёный Интеллектуальный Авторежим». Опираясь на яркости и расстояния до объектов, до переднего и заднего плана, делает выборку алгоритмов – «Макро», «Портрет», «Пейзаж» и проч. Дополнительно режим сам вызовет определение лиц и слежение за ними.
«Золотой Супер Авто» отличается возможностью автоматически комбинировать режимы, включать «серийные» варианты и автоматически корректировать экспозицию сюжетно-важного объекта при наличии контрового света.
Таким образом мы получаем весьма объёмный автоматический модуль, способный серьёзно облегчить множество задач любительской фотографии. А «Пейзаж без дымки» – он меня самого спасал на озере Комо. Поэтому настоятельно рекомендую использовать этот режим и... обязательно посетить озеро в Италии.
Кадр с острова Комо, Италия, в котором программа «Пейзаж» погасила дымку.
Ноябрь 2018