Статьи
Sony в соцсетях
1

Адаптеры для фотосистемы Sony.

Часть 1. История развития фототехники как борьба форматов

Александр Бахтурин
Преподаватель отдела маркетинга, эксперт компании Sony

На протяжении развития фототехники заветной мечтой всех фотографов оставалась взаимосовместимость оптики и фотокамер. В то же время компаниями-производителями, а именно инженерами и маркетологами, искусно культивировались различные форматы, задачи и конструктивные особенности аппаратуры, дабы этой взаимосовместимости не допускать.

Компании-производители всегда выступали против универсальной совместимости камер и объективов

Три аспекта (не)совместимости

Во-первых, речь идет о собственно механическом присоединении оптики к фотокамере. Кажущийся простым панельный вариант - панель с установленным форматным объективом вдвигается в держатель и фиксируется кремальерами - это такие красивые зажимные винты. Различные резьбовые соединения - наиболее известны М39 и М42, а всего их не менее десятка. Наконец, байонеты - штыковые соединения различной сложности, получившие наиболее массовое распространение.

Во-вторых, функциональное соединение объектива с камерой. Автоматике, увеличивавшей свой функционал, хотелось не просто знать о происходящем с объективом, но полностью управлять им и даже влиять на результат его работы — конечное изображение.

Все началось с механических средств передачи информации о дистанции до объекта, на который фокусируется объектив, и значения диафрагмы. Затем в объективах с переменным фокусным расстоянием стало считываться значение положения зума. В конце концов, все управление забрала электроника, и различные протоколы взаимосвязи элементов фотосистемы превратились в почти непреодолимые препятствия для комбинирования оптики и камеры от различных производителей. Плюс различные контакты.

И если механическое соединение боялось неаккуратности фотографа, проникновения грязи и силового воздействия, то электронная связь добавила такие неприятные факторы, как электромагнитные помехи, искажение сигнала вследствие окисления контактов и воздействия влаги, сбои программного обеспечения.

Третьим параметром, который стал препятствовать совместимости, стал рабочий отрезок. Напомним, что он представляет собой расстояние от опорной поверхности оправы объектива (плоскости крепления) до плоскости резкого изображения. Как правило, чем больше формат кадра, тем больше рабочий отрезок. Однако, к слову, и при одном формате рабочий отрезок может сильно отличаться.

Чем больше формат кадра, тем больше рабочий отрезок.

Рабочий отрезок. Лучше больше, чем меньше

Чем меньше рабочий отрезок, тем более требовательна система к цветовым и геометрическим искажениям, к равномерности яркости по полю кадра, к точности совпадения плоскости сфокусированного на плоскость изображения (изначально - сферического) с плоскостью носителя изображения - фотопленки или сенсора/матрицы. Фокусируемся мы в определенную точку, а резкость хотим иметь везде.

В тех случаях, когда рабочий отрезок объектива меньше стандартного для данной камеры, помочь почти невозможно. Следует изменить оптическую систему объектива, добавив “удлинитель рабочего отрезка” между камерой и объективом. Это сложно и дорого. А если “несложно и дорого”, то, как правило, такое решение является некачественным. Заглубить объектив в камеру механическим образом — чрезвычайно трудно реализуемое на практике мероприятие. Что и подтверждают исключения.

Вообще даже минимальное расхождение между рабочими отрезками камеры и объектива превращается в существенное препятствие для успешной совместной работы элементов фотосистемы.

Массово происходит обратное, когда рабочий отрезок объектива больше стандартного для данной камеры. В этом случае мы можем использовать промежуточный адаптер-удлинитель, разместив в нём механику управления объективом или процессор для преобразования протоколов связи объектива в протоколы связи камеры, и наоборот. Более подробно мы поговорим об этом в следующем материале.

Когда рабочий отрезок объектива больше стандартного для данной камеры, мы можем использовать промежуточный адаптер-удлинитель, разместив в нём механику управления объективом или процессор для преобразования протоколов связи объектива в протоколы связи камеры, и наоборот.

Цифровая революция. Накануне

Постепенно стали появляться изысканные механические системы, дублирующие возможности архитектурных тилт-шифт-объективов, фильтры-вкладыши переменной плотности и прочее. Электроника выросла до полной поддержки скоростной следящей автофокусировки с полной передачей данных в камеру.

Большинство малоформатных, с размером кадра 24х36 мм, фотокамер к концу XX века подразделялись на три основные группы: дальномерные, зеркальные и компактные. Дальномерные модели оснащались сменным объективом, связанным с оптическим дальномером, который позволял в отдельном оптическом видоискателе наводить резкость на выбранный объект.

Эти камеры имели компактные габариты, поскольку их рабочий отрезок был мал. Видоискатель предоставлял ограниченные возможности. Как правило, он был рассчитан на стандартный объектив, а с другой оптикой возникали проблемы. Поле зрения видоискателя расходилось с полем изображения объектива – они видели разное изображение.

Эффект параллакса научились частично исправлять, сдвигая в видоискателе плавающей подсвеченной рамки и применяя другие ухищрения. Например, при использовании широкоугольников и телеобъективов на камеру ставили дополнительный видоискатель, соответствующий охвату поля зрения объектива. Но вот с макрооптикой уже было гораздо сложнее... А что говорить про подводную съемку!..

Зеркальные камеры оснащались сменным объективом. Между ним и плёнкой находилось поднимаемое зеркало, а над объективом - оптическая пятиугольная призма - пентапризма, формирующая оптическое изображение в видоискателе. Оно было темнее, чем картинка в дальномерном видоискателе, и зачастую меньше по площади. Однако изображение в зеркалке позволяло получать информацию о резкости при работе с любым объективом. Чтобы разместить всю зеркальную наблюдательную систему в корпусе камеры, рабочий отрезок пришлось увеличить втрое. Камера стала больше, тяжелее, сложнее и, к сожалению, не намного удобнее. Но вот работать с ней стало гораздо быстрее.

Третья группа — компактные камеры, или мыльницы. За всю историю производства среди них было очень мало выдающихся образцов. Массово выпускались примитивные аппараты с простейшим объективом и видоискателем-дыркой. В них использовали простейшую любительскую фотоплёнку. Соответственно, и конечный результат был непритязательным — карточки формата 9х13 или 10х15 см для семейных фотоальбомов.

Дальномерные камеры сейчас называют... беззеркалками.

Фототехника нового времени

С началом цифровой эпохи многое изменилось, и на втором десятке XXI века мы можем взглянуть на арсенал фототехники по-новому. Дальномерные камеры теперь называют беззеркалками... Ну да, зеркала-то нет. Дальномер и прочее (экспонометр, моторы взвода затвора и перемотки плёнки) редуцированы и полностью поглощены электроникой. Камера с коротким рабочим отрезком имеет видоискатель и ЖК-экран. Из подвижных частей в ней только фокусировка объектива, стабилизаторы изображения в объективе и камере и шторки механического затвора. Рабочий отрезок - минимальный! Компактность камеры такова, что от мыльницы её отличает лишь сменный объектив.

Зеркальные камеры остались. При этом их габариты все такие же большие, если не сказать громоздкие, по сравнению с другими участниками рынка. Правда, зеркалки стали быстрее и удобнее. Теперь ими можно снимать и видео. За долгие годы к ним привыкли массы. Правда, из всех возможностей, которые предоставляет подобная камера, они используют только... пять процентов.

Подавляющее большинство фотографов использует длиннодиапазонные зумы 4-8-кратного увеличения с достаточно медленным мотором фокусировки. Нужно понимать, что чем больше кратность зума, тем больше в нём линз, сложнее конструктив, больше света пропадает в объективе бесследно, ниже контраст и слабее цветопередача. Зато такие объективы универсальны. Они шумят меньше и плавнее фокусируются, например, при семейной видеосъёмке.

Видоискатель зеркалок усовершенствовали дополнительными информационными экранами, ещё более снизив его яркость и усложнив считываемость информации. Появился внешний жидкокристаллический контрольно-информационный и наблюдательный экран, зачастую с сенсорным управлением. Появилось управление по радиоканалу со смартфона.

Конечно, остаются профессиональные камеры и их оптика, совершенные и специализированные. Дорого, как и должно быть.

Подавляющее большинство фотографов использует только 5 процентов тех возможностей, которые предоставляет современная зеркальная фотокамера

Телефоны и смарфтоны постепенно вытеснили с массового рынка компактные камеры. На смену пришли спортивные камеры. Компактные модели остались в люкс-сегменте. Их начинка мало отличается от беззеркалок. Оптика жёстковстроенного зум-объектива – изумительная. Сенсоры растут в размерах. Сначала 9 мм (по диагонали кадра), потом 16 мм, теперь уже и 28 мм встречается. И в целом, кроме как несменностью объектива, от старших моделей (беззеркалок) они ничем не отличаются.

Необходимо также сказать о профессиональной технике - средне- и крупноформатной. Эти монстры стали донорами качественной оптики для малоформатных цифровых камер. Естественно, их объективы дорогие, совершенные и редкие. Иногда даже автофокус присутствует, поскольку и в среднем формате цифровая революция сыграла немалую роль. Но главное - потрясающее бескомпромиссное качество.

Рабочий отрезок среднеформатных камер, как правило, вдвое больше малоформатного. Значит, их объективы можно легко интегрировать с массовыми моделями. Если, конечно, удастся найти среднеформатную оптику по приемлемой цене.

* * *

И теперь мы подошли к главному вопросу, который волнует фотографов на протяжении долгого времени. Как всю эту технику адаптировать друг к другу? И возможно ли это вообще? И насколько это необходимо? И что получат фотографы в результате?

Продолжение темы читайте в этом материале.

поделиться