Колонка эксперта
обзор меню камеры Sony A7R IV
Скорость развития электроники определяется неумолимым законом Мура. Безбожно упрощая для лучшего понимания, скажу так: каждые полгода происходит двукратный прирост возможностей аппаратуры.
Поэтому новой камере Sony ILC-E A7R IV с небывалым для малого формата количеством мегапикселей не удивились. Появился лишь вопрос: «Зачем?». Однако ответ уже был. На выставке «Первозданная Россия» 2019 года демонстрировались фотоотпечатки 150х180 см/400dpi, автор которых Лев Борисович Грановский мечтательно произнёс: «Если бы мегапикселей было чуть больше, чем в Sony A7R III, то возможности лаборатории ProLab использовались бы на 100 процентов».
60 Мпикс. необходимы для больших форматов печати, для кадрирования изображения и точного отображения цвета. Возможно, для видеоформатов ближайшего будущего.
Фотосообщество камеру Sony ILC-E A7RIV приняло, о чем убедительно говорит количество заказов на неё до начала продаж.
Камера Sony A7R IV. Улучшения коснулись сенсора, электроники, эргономики, герметичности и управления
В камере многое изменилось - не только сенсор и электроника с программной начинкой (16-битная обработка изображений и 14-битный вывод в формате RAW). Затвор – новый, с очень тихим и приятным механическим звуком, практически безвибрационный и с ресурсом более чем в полмиллиона срабатываний. Соответственно, изменился и улучшился 5-осевой стабилизатор.
Видоискатель заменили на великолепный OLED Tru-Finder 5,76 Мпикс. с частотой смены изображений в 120 Гц. Внешняя линза видоискателя теперь защищена фторидным покрытием, с которого скатывается пыль и жировые загрязнения.
Изменилась эргономика. Камера стала выше на 5-7 мм, рукоятка улучшилась, и теперь нет необходимости в «удлинителях», улучшавших хват мизинцем.
Камера получила улучшенную герметичность для работы «в поле», но заботиться о ее сохранности нужно по-прежнему.
В камере имеется два скоростных слота для карт памяти UHS-II под сдвижной крышкой.
Уникальная возможность Sony ILC-E A7R IV – создание фотографий с разрешением 241 Мпикс. (оригинальный файл достигает 963 Мпикс.) благодаря объединению в программном обеспечении Sony Imaging Edge 4 или 16 изображений, смещенных во время съемки на один пиксель.
Великолепна обновлённая система 4D-Focus. Гибридный автофокус объединяет 567 фазовых пикселей (97% по вертикали и 74% по горизонтали) с 425 контрастностными зонами на 98% площади малоформатного кадра. Чувствительность AF возросла до –3Ev (AF-S).
Однако самое важное – это сопровождение объекта съемки в реальном времени. К уже используемым факторам захвата - цвету, форме и размеру — добавили яркость, дистанцию (это важно для контроля глубины резкости!) и фактуру поверхности объекта. Искусственный интеллект автоматически определяет лицо и глаза и сопровождает объект с высокой точностью. Аппарат не теряет захваченный объект, более того, позволяет оператору динамически сопровождать его тактильно-сенсорно, не отрываясь от видоискателя.
Наконец, в аппарате появился встроенный режим тайм-лапса/цейтраферной фотофильм-съёмки.
Как и прежде, чем лучше камера настроена (под привычки/требования/надобности пользователя и под задачу), тем лучше она работает. Поэтому я прокомментирую разделы меню Sony Alpha А7RIV и дам свои рекомендации по установкам.
(Небольшой комментарий. Пример указания раздела меню: 1-15/15-3-2, где 1 — это раздел (подраздел) основного меню; 15/15 — 15-ая вкладка (экран) из 15 вкладок (экранов) в этом разделе; 3 — строка на экране (вкладке); 2 – строка второго уровня, т. н. строка-в-строке.)
Первое, что нужно обустроить в Sony A7R IV (6)
Прежде всего следует создать меню «Звёздочка» и вынести в него наиболее используемые функции. Ниже приводится мой выбор, что, к слову, вовсе не означает, что у вас должно быть точно так же.
Настройка записи носителей (6-34/36-6) — это наименования места в меню «Добавить пункт: Выберите пункт». То, что выведено на этот экран, в самой камере «рассыпано» в трех разных разделах меню.
Пользовательские клавиши (6-24/36-1) - доступ к настройке раскладки функций пользовательских кнопок. Для видеографов – соседняя строка (6-24/36-2).
Настройка меню функций (6-24/36-4) - доступ к настройке раскладки функций экранных кнопок быстрого меню Fn («Подвала»/«Комода»).
Прежде всего нужно создать пользовательское меню «Звёздочка» (6) и вынести в него наиболее часто используемые функции
Настройка AF на лицо/глаз (6-6/36-3). Котиков и собачек снимать будем?.. Если нужно регулировать часто, тогда разместите эту настройку в меню экранных кнопок Fn.
Чувствительность следящего AF (6-6/36-4). Если нужно регулировать часто, тогда разместите эту настройку в меню экранных кнопок Fn.
Звуковые сигналы (6-26/36-1). Их (как подтверждение AF) я рекомендую сразу выключить.
В «Звёздочку» имеет смысл добавить управление функциями интервальной съёмки (6-3/36-3), если вы планируете к ней обращаться, да и любую другую, которую более не придётся искать по всему меню.
Обратите внимание, что в камере имеется расшифровка переводов! При виде непонятной надписи в строке и на экране можете нажать на «Корзину», и до повторного нажатия «Корзины» появится объяснение, что это такое написано.
Если планируете часто использовать интервальную съёмку (6-3/36-3), то имеет смысл добавить ее в «Звёздочку»
«Первая камера» (1)
В стартовом разделе «Первая камера» имеется 15 вкладок (первый раздел основного меню, подразделы 1-15). Первые две — это «Качество/Размер изображ.» - настройки качества и формата изображений. Как правило, желаемые настройки хорошо знакомы или не требуют изменений.
На третьем экране - «Реж. съем./Работа затвора» (1-3/15). Обращаем внимание на появившуюся строку: «Фун. интер. cъем.» (1-3/15-3: это "Первая камера" - 3-я вкладка из строки 15-3) — это и есть встроенный режим тайм-лапса/цейтраферной фотофильм-съёмки. Всего две вкладки.
Первая строка - включение/выключение режима; «Время нач. съемки» - закладка паузы от момента нажатия на спусковую кнопку до старта макрокоманды; «Интервал съемки» - пауза между кадрами; «Кол-во снимков» - установка длины фрагмента; «Чувст. отслеж. АЕ» - установка желаемой точности системы автофокусировки.
Вторая вкладка. «Бесш. съем. в интер.» - вкл./выкл. бесшумного режима. (И обязательно помним о люминесцентном и подобном освещении!) «Приор. инт. съемки» - регулирует, что важнее: заданная оператором интервальность или необходимая, по мнению автоматики, выдержка/диафрагма.
В разделе «Первая камера» имеется 15 вкладок
Нижние две строки (1-3/15-5 и 1-3/15-6) – работа с памятью камеры. Это очень полезно - иметь готовую настройку, на которую можно переключиться моментально. Мы можем запомнить три комплекса настроек в самой камере (1-2-3 на диске управления режимами) и функционал кнопок M1—M4, который запоминается на карте памяти.
Теперь есть возможность сохранить настройки Sony Imaging Edge. Плюс – запоминание (1-4/15-2) трёх вариантов раскладок значений для функциональных клавиш: для разных задач - различные.
На четвёртом экране есть строка «Выбр. носитель» (1-4/15-1). Я предлагаю её не использовать и заменить ранее расположенной в «Звёздочке» более насыщенной функцией «Настройка записи носителей» (5-5/7-6).
На четвёртом экране (первый раздел) строка «Выбр. носитель» (1-4/15-1). Я предлагаю её не использовать и заменить ранее расположенной в «Звёздочке» (шестой раздел) более насыщенной функцией «Настройка записи носителей» (6-34/36-6)
Экран «AF-1» (1-5/15)
«Устан. приор. в AF-S - AF» - приоритет резкости.
«Устан. приор. в AF-С» - акцент на баланс, при этом автоматика опирается на 4D-Focus и его математические модели.
«Область фокусир.» - выбор за пользователем, но я, пользуясь тактильным указанием объекта, использую чаще всего вариант AF-C «Отслежив.: Регулируем. пятно L/M/S».
«Настойки фокуса» - ручное управление перемещением зоны AF посредством джойстика или качающегося диска.
«Предел обл. фокус.» - новейший раздел, позволяющий оставить видимыми только те типы настроек зон/точек фокусировки, которые вы используете.
Экран «AF-1» - пятая вкладка в первом подразделе основного меню. Обратите внимание на строку «Предел обл. фокус.» (1-5/15-6), которая позволяет оставлять видимыми только те типы настроек зон/точек фокусировки, которые использует фотограф.
Экран «AF-2» (1-6/15)
«Перекл. В/Г о. AF». Точка AF+Обл. AF, речь идет о подключении к замеру в вертикальной и горизонтальной ориентациях камеры «спящих» пикселов, которые окружают фокусировочные. Аналогом этой системы является работа преселективной роботизированной коробки передач в автомобиле.
«Подсветка AF» - рекомендую выключить сразу. Как показывает опыт, если камере нужно включать подсветку автофокуса, значит, вы делаете что-то не так. Или вы - стоматолог... Дети до полугода воспринимают этот прожектор весьма болезненно, а животные могут ответить агрессивной реакцией.
«Наст. AF лицо/глаз» (1-6/15-3) - одна из важнейших настроек. Имеет собственную вкладку с пятью строками.
1. «Приор. лиц/глаз AF» - приоритет лица во время фокусировки. Эта функция дополняется парной - «Приор. лиц в м/изм.» (приоритет лица в матричном замере экспозиции), которая расположена во вкладке «Экспозиция 1» (1-9/15-5), см. ниже.
2. «Распознавание объекта» - переключатель фокусировки с использованием искусственного интеллекта, основанного на математической модели человеческой головы или черепа животных, а именно млекопитающих с бинокулярным зрением. Если потребность в этой функции возникает достаточно часто, то ее можно перенести в меню Fn или в «Звёздочку».
3. «Выб. пр./лев. глаза» - очень полезная функция для портретиста, предполагающая управляемый выбор правого или левого глаза модели. Оказалось удобным назначить её на центральную кнопку диска управления.
4. «Отобр. рам. лиц/гл.» - когда в кадре много людей и вокруг их голов появляются серые рамочки, многие фотографы пугаются – как указать важнейший объект? Ответ очевиден, если включено сенсорное управление. Скользим подушечкой большого пальца по стеклу ЖК-экрана и решаем задачу моментально. А можно сделать выбор и джойстиком. Это способ привычнее, но, медленнее и.. менее точный.
5. «Отобр. глаз животн.» - включение «зверофокуса». Мне кажется стоит эту строку активировать – и более не трогать ее.
Третья строка «Наст. AF лицо/глаз» находится в шестой вкладке первого подраздела основного меню (1-6/15-3). Это - одна из важнейших настроек, она имеет пять своих строк-подразделов.
«Чувств. след. AF» - удобнейшая регулировка. Её лучше всего разместить в нижнем ряду меню Fn.
«Привод диафр. в AF». Фотографам важна скорость фокусировки, и не важно, что при этом слышно работу электромагнитной ирисовой диафрагмы. А вот для видеографов важна полная бесшумность этого процесса.
«AF с затвором» - один из моих любимейших переводческих перлов... Это связь кнопки спуска с командой включения AF при ее (кнопки) полунажатии.
Экран «AF-3» (1-7/15)
«Предварител. AF» - предварительная фокусировка камеры до нажатия на кнопку спуска (см. на строку меню выше). Кстати, это наследство Minolta. Как только включили камеру и направили на съёмочную сцену, 4D-Focus начинает выстраивать математическую модель пространства перед камерой и высчитывает наиболее вероятные важнейшие объекты. Одновременно матричный замер анализирует распределение яркостей и контрастов в поле кадра.
«Регистр. обл. AF» — это запоминание зоны, куда понадобится оперативно вернуться при нажатии назначенной функциональной кнопки. Полезно для спортивных фотографов и для видеооператоров, снимающих, например, по сценарию в интерьере.
«Удал. зарег. обл. AF» - удаление регистрации зоны фокуса.
«Цвет рамки фокус.». О, наконец-то!... Многие ждали появления тонкой красной AF-рамочки, не засвечивающей объект. Иногда она мешала настолько, что разработчики были вынуждены добавить отдельный пункт меню (см. далее).
«Авт. очистка обл. AF» - чудесный перевод... Зелёная рамочка подтверждения фокусировки иногда может перекрывать объект съёмки, и эта команда позволяет камере гасить её после выполнения фокусировки. Т. е. фотограф уже должен камере в такой степени доверять.
«Цвет рамки фокус.» (1-7/15-5). О, наконец-то... Многие ждали появления тонкой красной AF-рамочки, не засвечивающей объект
Экран «AF-4» (1-8/15)
«Отобр. зону непр. AF» - индикация зоны.
«Обл. фазов. детект.» - включение/выключение фазовой AF в пользу контрастностной. Подобное решение бывает важно для видеосъемки.
«Круг. движ. тчк фок.» - если коротко, то режим можно описать, как «двигаться по кругу». Ведомая джойстиком, зона фокусировки при достижении одного края кадра появляется у его противоположного края. При тактильном управлении или при выключенном круговом движении этого не происходит — зона просто застревает у границы кадра. Нажатие в центр джойстика переводит рамку зоны фокусировки в центр кадра.
«Микрорегулировка AF» - включить и не трогать более. Предназначена для тонкой настройки (борьбы с фронт/бэк-фокусом) SAL-объективов на адаптере Sony EA-LA4. Эта функция получила новую задачу в мае 2017 года и теперь может действительно эффективно помочь улучшить качество изображения, создаваемого объективами FE первого поколения (SEL2470Z, SEL2870, SEL70200G, SEL35F28Z, SEL58F18Z, SEL24240).
«Круг. движ. тчк фок.» (1-8/15-3). Режим «Двигаться по кругу». Зона фокусировки, ведомая джойстиком, при достижении одного края кадра появляется у противоположного края.
Экран «Экспозиция-1» (1-9/15)
«Приоритет лиц в м/изм.» (1-9/15-5) - приоритет лица в матричном замере экспозиции. Парная функция к этой - «Приор. лиц/глаз AF» (приоритет лица в фокусировке) расположена во вторичной вкладке «Наст. AF лицо/глаз» (1-6/15-3-1), см. выше.
«Тчк экспонометра - Центр/Подкл. точку фокус.» (1-9/15-6) - замер только в центре или связанный с зоной фокусировки.
Экран «Экспозиция-2» (1-10/15)
«Настр. станд. эксп.» (1-10/15-3) - возможность точно отстроить систему замера экспозиции камеры в различных режимах замера. Для этого нужна свежая голова, калиброванная 18-процентная серая мишень, проверенный калиброванный экспонометр, причем лучше ручной.
Экран «Вспышка» (1-11/15)
«Режим вспышки» - здесь я оставляю «Запол. вспыш.».
«Кор. эксп. вспыш.» - лучше всего регулировать экспокоррекцию вспышки с самой вспышки или с беспроводного коммандера.
«Уст. корр. эксп.» - управление балансом освещения при работе со вспышкой. Я рекомендую «Окр. осв. и всп.».
«Беспров. вспышка» - включить и не трогать. Когда понадобится — пригодится, и искать не придётся.
«Ум. эфф. кр. глаз» - рекомендую, как и подсветку автофокуса, выключить навсегда.
В этом подразделе (1-11/15) настраиваем управление вспышкой
Экран «Цвет/WB/Обработ. изобр. 1» (1-12/15)
«Устан. приор. в AWB» - фактически это три варианта баланса белого. «AWB STD» - стандартный по точке серого; «AWB Ambi» - по точке серого с учётом рефлексов от окружающих поверхностей; «AWB White» - по точке белого (на платье или рубашке).
«DRO/Авто HDR» - в этом разделе каждый творчески настраивает свои предпочтения. Но я рекомендую выставить в средней строке, где DRO Auto, значение DRO Lv1 и больше его не трогать. Функция расширяет динамический диапазон на ступень (не более!), даже при съёмке в формате RAW, и может реально помочь.
«Творческ. стиль» – оно, конечно, любительщина, но попробуйте включить режим «Яркий»/«Vivid» в пасмурную погоду...
«Эффект рисунка» - а в этом наборе рекомендую во время съёмки попробовать получить чёрно-белый снимок с ярким цветовым акцентом, например, алыми губами.
«Профиль изображения» — это настройки режимов S-Log-режимов для видео. Однако при необходимости сразу отдать клиенту фотографии в формате JPEG попробуйте снимать с профилем изображения РР2. Камера выполняет ту самую тонкую подстройку формата JPEG по яркости и контрасту, которую делает каждый из нас, прежде чем предоставить материал заказчику, но — на автомате.
Вкладка «Профиль изображения» (1-12/15-6) позволяет выполнять настройки режимов S-Log для видео
Экран «Цвет/WB/Обработ. изобр. 2» (1-13/15)
«Блок. спуска AWB» - запоминание при полунажатии кнопки значения баланса, чтобы оно не сбилось при серийной съёмке.
Экран «Помощь при фокусировке» (1-14/15)
Здесь появилось важное дополнение, на которое я обращу ваше внимание. «Настр. выдел. конт.: цвет выдел. контур.» (1-14/15-6) – попробуйте синий цвет, он оказался очень удобным.
Во вкладке «Цвет выдел. контур» (1-15/15-6) подраздела «Помощь при фокусировке» теперь можно выбирать один из четырех цветов, включая синий.
Экран «Помощь при съёмке» (1-15/15)
«Съем. устр. мерц» - включить навсегда и более не трогать. Паразитные полосы возникают в условиях смешанного освещения или при использовании люминесцентных/флуоресцентных/светодиодных и проч. лампам при скоростях электронного затвора, кратных частоте электрического тока в сети. Радикальный метод борьбы – переход на механический затвор. Программа минимум – включить эту функцию, и пусть она так и останется.
По какой-то причине функции регистрации оказались разрозненными в меню - их поместили в разные разделы. Речь идет про регистрацию зон фокуса (1-7/15-3), настройки приоритета лиц (1-9/15-5) и про регистрацию лиц (1-15/15-2). Однако благодаря клиентскому запросу, который я получил во время выставки «Фотофорум-2019», довелось разобраться и в этом.
«Регистрация лиц» - функция запоминания лиц снимаемых объектов. Она позволяет выуживать эти лица из любой толпы и удерживать их в фокусе (приоритет лиц задаётся второй строкой на этом экране).
А вот среди двух-трех лиц или десяти, запомненных системой регистрации, приоритет задаётся путем перемещения микроизображений в графическом списке.
Важно отметить, что младенческие лица могут быть настолько ангелоподобны, что, по причине отсутствия особенных черт лица, распознаются автоматикой камеры с немалым трудом.
«Регистрация лиц» (1-15/15-2) - функция запоминания лиц снимаемых объектов. Она позволяет выуживать эти лица из любой толпы и удерживать их в фокусе.
«Вторая камера» (2-1/11)
Важнейшая настройка видеорежима выполняется на экране «Видео-1» (2-1/11). Напомню «для тех, кто в танке». Съёмка видео начинается с включения видеорежима на диске управления, который расположен на верхней панели камеры. Продолжается выбором режима экспоуправления (2-1/11-1). И заканчивается настройкой S-Log'а (1-12/15-6) и Gamma (через функциональное меню - Assist Gamma - 11/12).
«Режим экспозиц.» - здесь выбирается режим экспоуправления для видеосъёмки: программный авто, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки и ручной.
Следующая строка - то же самое для режима ускоренной/замедленной съёмки. А сами настройки этих режимов представлены на пятой строке.
Не забудьте включить запись прокси-файлов (превью), эта функция здорово помогает видеографам.
На этом экране выполняется настройка видеорежима (2-1/11)
Экран «Видео-2» (2-2/11)
Содержит две процессорные команды, предназначенные для ускорения обработки. Я рекомендую держать их включёнными сразу и навсегда. Как для фото-, так и для видеозадач. «Скорость AF и чувств. след. AF» - включить верхние значения и больше не трогать.
Экран «Видео-4» (2-4/11)
Мой почти самый любимый переводческий ляп - «Видео с затвором». Это не что иное, как старт видеосъёмки посредством нажатия кнопки спуска.
Экран «Затвор/Steady Shot» (2-5/11)
«Бесшум. съемка» - переключатель типа затвора, электронного бесшумного или механического. При «экзотических» осветителях с частотным спектром и при студийных импульсных осветителях - только механика.
«Эл. пер. штор. затв.» - рекомендую включить «электронную переднюю шторку» затвора навсегда и забыть про эту функцию.
Режим «Бесшумной съемки» (электронный затвор, 2-5/11-1) имеет смысл использовать, только если отсутствуют «экзотические» осветители с частотным спектром, а также студийные вспышки
Экран «Отображен./Авт. просмотр-1» (2-7/11)
«Част. кадр. в/иск.» - поставьте максимальное значение (это 120 Гц) и забудьте.
«Настр. зебры» - загадочная для фотографов и необходимая для видеографов функция.
«Сетка» - рекомендую (на основании известного казуса...) не включать вообще.
Экран «Отображен./Авт. Просмотр-2» (2-8/11)
«Отобр. LiveView». Рекомендую отдать под эту функцию свободную клавишу – нижний сектор центрального диска управления.
«Длител. непр. съем.». Опыт показал, что средний параметр (отображать только при съёмке) не мешает, но полезен – помогает контролировать заполнение/освобождение буфера.
«Автопросмотр» – управление демонстрацией (и её длительностью) последнего снятого изображения.
«Экран «Пользовательск. операция-1» (2-9/11)
«Польз. клав.» - новый интерфейс управления с картинкой великолепен! Наглядность - основа комфортного управления затвора. В работе выкристаллизовалась следующая раскладка пользовательских кнопок:
кнопка спуска – автофокус + AEL «AF с затвором» (1-6/15-6);
С1 – баланс белого;
С2 – область фокусировки;
С3 – режим фокусировки;
С4 – вкл./выкл. сенсорного управления;
AF-On – включение автофокусировки;
AEL - рекомендую настроить фокусировку в зрачок; джойстик – стандарт фокусировки: перевод фокусировочной зоны из любого места кадра в центр коротким нажатием на ось джойстика;
центральная кнопка вертикального диска – приоритет лиц/глаз AF (15/21-6);
левая кнопка диска – режим протяжки;
правая кнопка диска – переключение между правым/левым глазом модели;
вращающееся кольцо центрального диска - чувствительность (ISO);
нижняя кнопка диска – выбор отображения LiveView (15/22-6);
кнопка блокировки фокуса (на объективе может быть, и может быть даже не одна) - фокусировка в зрачок (6/27-1);
Меню второго уровня открывается за первой строкой во вкладке «Польз. клав.» (2-9/11-1). Новый интерфейс управления с картинкой великолепен!
«Настр. меню функ.» - у нас сохраняется поле творчества для размещения необходимых команд в функциональном экранном меню. Тем более что в Sony A7R IV отображение настроек функционального меню Fn более наглядное, нежели раньше.
Рекомендую ввести, например, вместо коррекции экспозиции вспышки (всё одно - она управляется вернее с накамерного коммандера) управление звуковыми сигналами/оперативное управление бесшумным (11/15-1) режимом/выбором типа затвора.
Очень полезно именно в Fn разместить управление чувствительностью следящего автофокуса (4/15-1). Для портретных фотографов полезно вывести в Fn управление приоритетами лица в замере (5/15-5) и автофокусе (3/15-3) Ну, и распознавание объекта — человек/животное (3/15-4).
«Настр. моего диска» - тонкая настройка и управление распределением функций всех трёх вращающихся дисков: переднего, заднего и вертикального (2-9/1-5).
«Настр. моего диска» (2-9/1-5) - тонкая настройка и управление распределением функций всех трёх вращающихся дисков: переднего, заднего и вертикального.
Экран «Пользовательск. операция-2» (2-10/11)
«Фун. кольцо (объек.)» — это для видеографов, использующих объективы SEL-P с моторным зумом.
«Функц. сенс. управл.» - очень важно особенно для видеографов. Имеется выбор между сенсорным фокусом (фокусировка касанием экрана) и сенсорным отслеживанием (фокусировка осуществляется скольжением пальца по экрану и сопровождает движущийся объект). Второй режим работает (!) при видеосъёмке! Но одновременно отключает сенсорный фокус в фоторежиме.
«Блок. работ. деталей» - благодаря переводу, я не пользовался этим, пока не нашёл видеоролик. Хотите временно заблокировать органы управления для сохранения параметров? Джойстик/диски и колесо, или все? Останется только кнопка спуска, коррекция, запуск автофокуса, просмотр и удаление. Выбор за вами.
Экран «Пользовательск. операция-3» (2-11/11)
«Звуковые сигн.» — это писк подтверждения готовности фокусировки. Многим он мешает. Рекомендую привыкнуть работать без него, если не снимаете «с пояса».
Камера позволяет фотографу сделать множество персональных настроек (2-10/11)
Экран «Сеть-1» (3-1/2)
«Фун. отпр. на смарт.» - отправка материалов на смартфон/планшет. Важно на вторичной вкладке указать, что именно отправлять: превью фотоснимка (прокси-видео) или оригинал, или оба файла.
Экран «Сеть-2» (3-2/3)
Отмечу на этом экране две особенности. «Включение Bluetooth - необходимое для настройки связи с положением»... Простите, но так неуклюже названа функция беспроводного получения геоданных с беспроводного трекера или телефона/планшета.
Здесь же находится команда «Связывание» и «Адрес устройства».
Далее. «Настр. связ. с пол.» - «Включение геоданных», «Автокоррекция времени», «Авторегулир. обл.».
Экран «Воспроизведение-1» (4-1/4)
Здесь всё понятно. Отмечу только появление «Наст. оцен. (пол. кл.)» - сокращение расшифровывается, как «Настройка оценок (пользовательской кнопкой)» (4-1/3-5). Иными словами, можно назначить пользовательскую кнопку, которая при просмотре станет назначать оценку файлу. От этого параметра оторвана и перенесена на следующий экран настройка воспроизведения защищённых файлов (4-2/3-6) .
Экран «Воспроизведение-3» (4-3/4)
«Отобр. как группу» - я столкнулся с тем, что пользователи забывают, как и где это включается, и в результате долго пытаются вырваться из «тягучих лап» посерийного просмотра... Да, это здесь. Либо смотреть все подряд единым потоком, либо по группам/папкам серийной съёмки.
Фотограф может выбирать пользовательскую кнопку, которая при просмотре станет назначать оценку файлу (4-1/4-5)
«Чемодан»/«Настройки». «Настройка-2» (5-2/7)
Качество отображения (имеется в виду отображение результата съёмки на ЖК-экране) рекомендую включить на максимум и более не трогать. Вопросы энергопотребления не должны вас волновать - автоматика серьёзно оптимизирована.
«Режим очистки» - для качественного обслуживания матрицы, как правило, для «влажной уборки». Тем не менее рекомендую раз в неделю чистить камеру с помощью правильного использования NanoAR и резиновой груши.
«Настройка-3» (5-3/7)
Теперь триединый процесс - настройте правильно и привыкайте к хорошему. «Сенсорн. управлен.» (5-2/7-6) - включить. Далее – на 5-3/7-1 и 5-3/7-2: «Сенс. пан./тачпад — сенс. пан.+тачпад». Настройки тачпада «Упр. в верт. ориент.» 5-3/7-2) - включить. «Реж. позиции сенс.» - «Относительная» (хотя это как кому приглянется).
«Область управлен.» - зависит от длины ваших пальцев. Кому-то приходится включать 1/4 площади экрана как сенсорную, у кого длинные пальцы - весь экран. На практике управлять выбором можно даже левой рукой.
Теперь рассмотрим режим AF-C + «Область фокусировки отслеживанием с регулируемой зоной размера S/M/L» - как кому понравится.
Смотрим в видоискатель и скользим подушечкой большого пальца правой руки по ЖК-экрану. Перед нашим глазом перемещается рыжая/красная рамка зоны фокусировки. Если нет - проверьте нажатием кнопку С4, отвечающую за сенсорные функции, и дважды легко постучите по сенсорной поверхности экрана подушечкой пальца.
Поджали спусковую кнопку - зона позеленела/вспыхнула красным и захватила для отслеживания объект (по цвету-форме-размеру-фактуре). Пока вы не отпустите спусковую кнопку, автоматика будет выполнять отслеживание по всему кадру.
Фокусировка - гибридная, и нет необходимости в подсветке автофокуса. Тем более что она вызывает неприятные реакции и последствия.
Да, и не забудьте про верный выбор настройки «Функц. сенс. управл.» (2-10/11-4) – иначе вы и камера не поймёте друг друга!
Выбор области управления на сенсорном экране (5-3/7-2)
«Настройка-4» (5-4/7)
«USB-соединение» – с этой установкой придется работать при осуществлении прошивки камеры. «USB-питание» - включить. Также это возможность питать камеру во время съёмки, как и в моменты простоя, от внешней аккумуляторной батареи. Рекомендую использовать правильный толстый кабель USB-C 3.1. С ним камера заряжается от устройств со скоростной зарядкой в 2-2,5 раза быстрее.
«Настройка-5» (5-5/7)
«Настр. запис. носит.» - портал управления функциями записи файлов. Теперь он присутствует в камере Sony A7R IV, имеется отличная цветная графика. Именно этот раздел лучше сразу ввести в «Звёздочку».
«Настройка-6» (5-6/7)
«Восстан. БД изобр.» - мало на свете столь полезных, спасательных функций. Это - проверка не только таблицы размещения файлов на флэш-карте памяти, но также состояния процессора карты памяти!
С кабелем USB-C 3.1 камера заряжается от устройств со скоростной зарядкой в 2-2,5 раза быстрее, чем от обычной
Заключение
Камеры становятся все более совершенными, и фотографам приходится тратить время и силы, чтобы изучить меню каждой новой модели. Надеемся, наш обзор поможет преодолеть трудности по изучению разделов меню камеры Sony A7R IV. И творческие результаты станут значительно лучше.
Узнать больше про камеру Sony A7R IV: https://www.sony.ru/electronics/interchangeable-lens-cameras/ilce-7rm4
Октябрь 2019