Статьи
Sony в соцсетях
1

Практика
подражания

Как создать атмосферу живописи?

Сергей Гаврилов

Вам знакомы фразы, выражающие высшую похвалу, но явно раздражающие своей некомпетентностью любого, кто хоть немного знаком с историей визуальной культуры?

Для рисунка и живописи реплика может звучать приблизительно так: «Как похоже! Просто сама реальность!». Если хотят похвалить автора фотографии, то произносят: «Как картина!».

Оба варианта могут вызвать эффект, прямо противоположный желаемому. Авторы работ могут огорчиться, ведь подобная похвала не совсем однозначна. Тем не менее иногда хочется попасть по цвету и общему настроению в ощущения, возникающие при просмотре живописи, чтобы зритель ассоциативно представил себе, например, полотна французских живописцев времен Людовика ХV.

Живопись этой эпохи очень красивая, нежная, выразительная по цвету, причудливая и изящная. Но одновременно легковесная и бессмысленная по содержанию, что, впрочем, не мешает ей нравиться большинству зрителей.

Художники делают вид, что подглядывают за красавицами, которые, в свою очередь, никак не реагируют на присутствие человека за мольбертом. Получается такая игра в вуайеризм, в которой потом с удовольствием участвуют и зрители.

Для создания фотографии в этом стиле совсем не обязательно арендовать студию с позолотой и брать в прокат роскошные платья. Смысл именно в игре в подсматривание. Замочная скважина притягивает к себе и вызывает желание увидеть то, что не предназначено для других.

Такие изображения как бы очень интимны, но, на самом деле, чаще всего делаются именно для чужих глаз. Интересно, что не имеет особого значения, смотрит модель в объектив или же старательно разыгрывает отсутствие камеры и фотографа в комнате. В любом варианте — это игра фотографа и модели со зрителем, в которой каждый из участников не всегда осознает ее значение и смысл происходящего.

Современный снимок, сделанный в живописной стилистике. Камера Sony A7R III, объектив Tamron 28-75 2.8 FE, 1/30 c, f/2.8, ISO 640 

Практическая съемка

Чтобы получить живописный эффект в фотоизображении, нужно использовать большой октобокс 150 см в качестве единственного источника света. Осветительный прибор следует расположить немного сбоку и сверху на минимальном расстоянии от модели так, чтобы свет как бы обволакивал пространство кадра, создавая необходимое ощущение объема.

Для достижения дополнительной мягкости, создания световой среды и контроля над самыми яркими участками я установил на объектив эффектный фильтр Tiffen Pro Mist 1/2. Этот фильтр смягчает избыточную резкость и контраст, создает приглушенные оттенки и своеобразное свечение вокруг источников света. С таким фильтром кожа модели как бы светится изнутри, что делает фотоизображение похожим на живопись.

Для съемки портрета (см. илл. выше) использовался один источник света - большой октобокс 150 см (на фото слева). В качестве экспозиционного света - галогенная лампа-пилот в приборе Profoto 1000.

В постобработке имеет смысл попробовать изменить баланс белого в сторону теплых оттенков, при этом уделяя внимание тону кожи. Теневые участки кадра стоит немного вывести из реалистического воспроизведения цвета, меняя цветовой оттенок. Одним из интересных способов для такой обработки может быть использование вкладки Camera Calibration в конвертере Adobe Lightroom.

Понятно, что сочетание цветов в кадре нужно продумать заранее, используя в основном близкие цвета. Но не стоит пренебрегать и цветовым контрастом, если хочется получить более яркие по цвету варианты. Например, общий зеленовато-коричневый тон отлично будет сочетаться с небольшими по площади красными участками.

Удивительно, насколько сильно меняется характер изображения, если сделать его черно-белым в процессе постобработки. Отсутствие цвета привносит визуальную драму, и образ становится намного более жестким по характеру.

 

Заключение

Живопись для фотографа - главный источник вдохновения, благо что живем мы все еще в эпоху постмодерна, что подразумевает не только цитирование, но и прямое воровство чужих идей. 

 

Alpha-советы:

1. Попробуйте подражать мастерам живописи. Можно копировать, а можно создавать в аналогичной стилистике, но придумывать свою сюжеты.

2. Поэкспериментируйте с эффектными фильтрами. Сравните с теми (аналогичными) результатами, которые вы получаете в графическом редакторе.

 

январь 2019

поделиться