Тест Sony FE 20мм f/1.8 G
Благодаря исключительным характеристикам и универсальности использования, сверхширокоугольный светосильный полнокадровый объектив Sony FE 20 мм F/1.8 G (SEL20F18G) разрушает привычные стереотипы и открывает новые границы в фотографии и видеографии.
Вообще на практике сверхширокоугольная оптика используется не очень часто. Тем более если это не зум 16-35 мм, а именно объектив с постоянным фокусным расстоянием. Поэтому, когда в линейке Sony появились светосильные дискретные объективы, например, Sony FE 24 мм F1.4 GM (2018) и Sony FE 20 мм F/1.8 G (2020), для многих фотографов это стало неожиданной новостью.
Мы привыкли, что для подобных сверхширокоугольных объективов светосила f/2.8 является предельной, и по этой причине портретные фотографы крайне редко используют такую оптику. Наверное, эти модели могут представлять интерес для репортеров, но у них в основном зум-объективы, который обеспечивают бОльшую гибкость во время съемки. Поэтому может показаться, что область применения такой оптики весьма узкая.
Однако, когда надеваешь объектив Sony FE 20 мм F/1.8 G на камеру и смотришь в видоискатель, то забываешь про его (объектива) узкую специализацию.
Объектив Sony FE 20 мм f/1.8 G был выпущен в феврале 2020 года
Качество изображения
Меня привлек в этом объективе непривычный угол поля зрения. Фокусное расстояние в 20 мм для меня, как для портретного фотографа, представляет уже действительно экстремальное значение. Однако в процессе тестирования я пришел к выводу, что такой объектив вполне подходит для портретной съемки. Поясню.
Среди преимуществ объектива следует отметить хорошо исправленную дисторсию. Геометрия предметов получается очень ровная, практически без искажений. И если, например, вписать человека в интерьер, то может получиться очень интересный результат. При открытой диафрагме лицо окажется резким, а все остальное в расфокусе и без геометрических искажений.
Актриса Екатерина Вилкова. Объектив Sony FE 20 мм f/1.8 G позволяет снимать портреты в интерьере. Изображение получается без геометрических искажений и резким даже на открытой диафрагме. Камера Sony A7R IV, 1/20 с, f/2.8, ISO 100
Во время использования таких сверхширокоугольных объективов важно обращать внимание на наличие хроматических аберраций. Они обнаруживаются только при значительных увеличениях в 500-1000 процентов! Таким образом, можно сказать, что значение хроматических аберраций стремится к нулю и учитывать их смысла нет.
Наконец, объектив идеален с точки зрения резкости уже на открытой (!) диафрагме. Детализация по всему полю кадра более чем достаточная.
Частотно-контрастная характеристика (Modulation Transfer Function, MTF) измеряется по соотношению контрастности двух максимально близко расположенных друг к другу линий. Она показывает, насколько качественно объектив воспроизводит мельчайшие детали, насколько он способен передавать контраст. Измерения MTF проведены с помощью групп мир, которые содержат радиальные (8) и тангенциальные линии (9), представленные с частотой 10 пар лин./мм (6) и 30 пар лин./мм (7). Измерения выполнены на фокусном расстоянии f=20 мм. Также в каждом случае были получены данные на максимально открытой диафрагме f/1.8 (3) и диафрагме f/8 (4). Вертикальная ось (1) показывает значение MTF в процентах от нуля (внизу) до 100 процентов (в максимальной точке). Горизонтальная ось (2) соответствует дистанции (в мм) от центра кадра до его края.
Также порадовало отсутствие сильного снижения контраста, что необычно для широкоугольной оптики. Объектив очень хорошо держит контраст, и даже при наличии источников света в кадре. Для проверки этого параметра я провел тестовую съемку на длинной выдержке, перемещая камеру. Никаких проблем, связанных со снижением контраста в изображении, я не обнаружил, даже когда на небе был явный пересвет.
Фокусировка
Благодаря применению двух линейных приводов XD (eXtreme Dynamic), которые используют скоростной потенциал камер, достигается быстрая и точная работа автофокуса, а также стабильное отслеживание объекта съемки. Кроме того, алгоритмы управления автофокусом обеспечивают бесшумную съемку, минимизируя задержки и вибрации.
Объектив Sony FE 20 мм f/1.8 G обеспечивает отличное разрешение по всему полю кадра. Детализация более чем достаточная. Камера Sony A7R IV, 1/30 с, f/7.1, ISO 100. Для анализа можно скачать оригинальный файл в формате JPEG здесь
Кольцо ручной фокусировки с линейным откликом обеспечивает точное управление. Однако самое интересное, что этот объектив оснащен отдельным кольцом управления диафрагмой, которое, в свою очередь, оснащено переключателем, активирующим дискретное (с жесткой фиксацией) или плавное переключение значений диафрагмы. Соответственно, дискретное переключение диафрагмы подойдет для фотосъемки, плавное и тихое — для видеосъемки.
1 - электронное кольцо фокусировки; 2 - кнопка для удержания фокусировки, также на нее можно назначить другие функции; 3 - переключатель режимов фокусировки; 4 - кольцо диафрагмы; 5 - маркировка диафрагмы, в положении «A» управление диафрагмой назначается на органы управления камеры
Подобное решение отсылает нас к старой фотографической школе, сторонники которой привыкли изменять значение диафрагмы не на камере, а с помощью кольца на объективе. То есть левой рукой устанавливается диафрагма (кольцо на объективе), а правой — выдержка на камере. Подобный алгоритм работы представляется быстрым и удобным, поскольку фотограф контролирует изменения параметров на тактильном уровне.
Например, мне удобно, когда диафрагма устанавливается с кольца. Я много снимаю со студийными вспышками, и когда устанавливаю диафрагму на камере, то она часто сбивается в процессе работы. Соответственно, экспозиция меняется. Если выставлять диафрагму на объективе, то подобные сбои случаются реже.
Переключатель режимов диафрагмы: дискретное (с жесткой фиксацией) или плавное переключение значений диафрагмы
Объектив оказался неожиданно маленьким и легким. И по этой причине он прекрасно балансируется на стедикаме, а видеосъемка с использованием такого мобильного сетапа не окажется утомительной.
К слову, во время видеосъемки не всегда понадобится устройство фоллоу-фокус, поскольку камеры Sony Alpha последних поколений, например, Sony A7R IV и Sony A7S III, обладают технологией распознавания и слежения по лицу/глазам, поэтому фокусировку можно свободно использовать в автоматическом режиме.
В портретной съемке объектив идеально работает с режимом следящего автофокуса, уверенно отслеживает и удерживает глаза модели, и у фотографа появляется уверенность, что резкость будет на каждом движении. Это очень важно.
Объектив Sony FE 20 мм f/1.8 G очень хорошо держит контраст. Камера Sony A7R IV, 1/5000 с, f/1.8, ISO 100
Функционал
Объектив довольно интересен в роли пейзажного, если его использовать с камерами, оснащенными стабилизатором изображения на матрице. Например, можно снимать в режимное время в условиях недостаточного освещения, когда солнце находится за горизонтом. При установленных низких значениях ISO у меня получилось сделать резкие снимки с рук с выдержками вплоть до 1/8 c и на открытой диафрагме.
Оптическая конструкция включает 24 элемента в 12 группах, среди которых два усовершенствованных асферических (Advanced Aspherical) элемента (на схеме обозначены фиолетовым цветом) и три элемента из низкодисперсного (Extra-low Dispersion) стекла (зеленый цвет). Асферические элементы уменьшают аберрации, чтобы обеспечить высокое разрешение на всей площади кадра при максимально открытой диафрагме f/1.8. Низкодисперсные минимизируют сагиттальные блики и обеспечивают четкое и реалистичное воспроизведение точечных источников света без размытия цвета. Циркулярная диафрагма (9 лепестков) позволяет формировать красивый эффект боке. Фронтальный элемент имеет фтористое покрытие, которое предохраняет объектив от грязи и отпечатков пальцев, а также облегчает очистку его поверхности. Оригинальное покрытие Nano AR от Sony подавляет нежелательные отражения, которые могут стать причиной бликов и двоения изображения во время съемки при контровом свете или сложных условиях освещения, и обеспечивает высокую контрастность и четкость. Пыле/влагозащищенное исполнение корпуса позволяет снимать в жестких погодных условиях — дождь, снег, сильный ветер. Оптического стабилизатора изображения нет.
Также следует сказать про отличное применение этого объектива для стрит-фотографии. Признаюсь, я не особо увлекаюсь этим жанром, но, получив объектив на тестирование, честно отправился на улицы, чтобы провести тестовую съемку. Могу сказать, что получаются очень интересные результаты. Фокусное расстояние 20 мм обеспечивает активную композицию. А для достижения максимального результата следует использовать передний план, чтобы создавать глубину пространства.
Объектив Sony FE 20 мм f/1.8 G — отличное решение для интерьерной съемки. Следует обратить внимание, что снимок сделан с рук, с выдержкой 1/30 c, на низком значении ISO. Изображение получилось нешумным и резким. Камера Sony A7R IV, 1/30 с, f/3.2, ISO 200
Заключение
Объектив Sony FE 20 мм f/1.8 G с подобной светосилой и большим углом поля зрения является особым, поэтому и применять его хочется особо. Пейзаж, интерьер, стрит, тревел, портрет — даже в таких традиционных жанрах он способен обеспечить получение необычных и, что важно отметить, исключительно качественных результатов.
Также эксперты рекомендуют использовать его для астрофотографии и селфи-съемок, поскольку минимальная дистанция фокусировки составляет 18-19 см.
Циркулярная диафрагма (9 лепестков) позволяет формировать красивый эффект боке
Наконец, благодаря скромным габаритам (73,5х84,7 мм) и массе (373 г) объектив станет отличным компаньоном для тревел-фотографа, который совершенно не ощутит его (объектива) присутствия в фоторюкзаке.
Несомненно, объектив высоко оценят видеографы. Легкий, компактный, светосильный, с качественным режимом автофокуса, он может использоваться с камерой, закрепленной на стедикаме или установленной на рукоятку-штатив.
Объектив Sony FE 20 мм f/1.8 G отлично справляется с сумеречным освещением. Если его использовать с камерами, оснащенными стабилизатором изображения на матрице, то штатив не потребуется. Камера Sony A7R IV, 1/320 с, f/9, ISO 100
Выдающиеся характеристики отметила Экспертная ассоциация по звуку и изображению/Expert Imaging and Sound Association (EISA), которая в августе подвела итоги работы и объявила модели 2020-2021 года. Объектив Sony FE 20 мм F1.8 G получил награду в фотокатегории в номинации «Широкоугольный объектив».
Недостатков я не обнаружил. Некоторые эксперты могут указать на высокую цену, однако, на мой взгляд, это не является корректным, ведь мы оцениваем только потребительские свойства. Наконец, совершенный инструмент не может стоить дешево. И здесь как раз тот случай, когда в случае покупки не будет жаль потраченных денег.
Плюсы: отлично исправленные дисторсия и хроматические аберрации, высокое разрешение по всему полю кадра на открытой диафрагме, кольцо диафрагмы, небольшая масса
Минусы: отсутствуют
Узнать больше про объектив Sony FE 20 мм f/1.8 G: https://www.sony.ru/electronics/obiektivy/sel20f18g
Спецификации
Байонет - Sony E
Формат - полный кадр
Фокусное расстояние - 20 мм (экв. f=30 мм для формата APS-C)
Оптическая схема - 24 элементов в 12 группах, включая два усовершенствованных асферических (АА) элемента и три элемента из низкодисперсного стекла
Угол поля зрения - 94°
Макс. увеличение - 0,22x
Макс. диафрагма - f/1.8
Мин. диафрагма - f/22
Диафрагма - 9-лепестковая, круговая
Мин. дистанция фокусировки - 18 см
Пыле/влагозащищенный корпус
Диаметр под фильтр - 67 мм
Габариты - 73,5х84,7 мм
Масса - 373 г
В комплект входит лепестковая бленда ALC-SH162
Ноябрь, 2020