Статьи
Sony в соцсетях
1

Объектив
на каждый день

Тест Sony FE 24-105mm f/4 G OSS

Антон Вельт

Безусловно, универсальных объективов не бывает. Однако фотографы на протяжении своего творческого пути сознательно или бессознательно стараются найти такую модель, которая будет способна решить подавляющее большинство их задач. Например, это может быть «полтинник» или зум 24-70.

Выпущенный в октябре 2017 года, объектив Sony FE 24-105mm f/4 G OSS для многих стал именно таким желанным и универсальным решением. Разработчики расширили популярный диапазон фокусов 24-70 мм до 105 мм и при этом оставили постоянной светосилу. Правда, она всего f/4, и по этой причине объектив оказался в категории полупрофессиональных. В то же время его возможности подкупают фотографов всех уровней, в том числе и профессионалов.

В общем объектив появился в нужное время в нужном месте. В линейке Sony Alpha ниша для него была приготовлена давно, и ему осталось только уверенно ее занять.

Объектив Sony FE 24-105mm f/4 G OSS был выпущен в октябре 2017 года

Эргономика

Безусловно, объектив не может пожаловаться на скромные габариты и небольшую массу. Да, он крупный и массивный, но в меру. Габариты и вес ровно такие, чтобы почувствовать солидность, но не обременять фотографа. Вместе с полнокадровой Alpha-камерой объектив очень хорошо сбалансирован (суммарная масса около 1,3 кг) и по габаритам хорошо согласуется с камерой.

При увеличении фокусного расстояния тубус выдвигается ровно, не колеблется, вся конструкция остается жесткой, устойчивой. Кольцо зумирования плавное, однако для видеосъемки все же довольно тугое, поэтому полноценно использовать его в видео не получится.

Электронное кольцо фокусировки поворачивается легко, с его помощью очень легко и комфортно производить точную наводку на резкость, особенно в режиме фокус-пикинга. Все получается быстро и оперативно.

На корпусе расположена кнопка, на которую можно назначить различные функции. Однако на мой взгляд, самое разумное это оставить режим удержания фокуса.

Привод автофокуса DDSSM (Direct Drive Super Sonic wave Motor отличается быстрой, точной и бесшумной работой.

1 - электронное кольцо фокусировки; 2- кастомизируемая кнопка, которая обычно используется для удержания фокусировки; 3 - кольцо зумирования; 4 - переключатель стабилизатора изображения; 5 - переключатель режимов фокусировки

Функционал

Объектив представляет собой универсальное стекло, на которое можно снять все, что угодно. И прежде всего он является идеальным репортажным объективом для съемки при естественном освещении. Фокусное расстояние охватывает диапазон от широкого угла до телеположения. А если включить на камере кроп-режим, то на длинном фокусе мы получим почти f=160 мм! Причем с постоянной светосилой f/4.

В комплект входит лепестковая бленда ALC-SH152

Именно в репортаже пригодится подобный функционал, например, чтобы снять сюжет на сцене, находящейся вдалеке. А вот в рекламе кроп лучше не использовать. К слову, если снимать на камеру Sony Alpha серии R с разрешением 42 Мпикс., то потом можно спокойно сделать выкадровку и получить еще большее приближение объекта. Хотя, получается, мы говорим больше о возможностях камеры, а не оптики. С другой стороны, именно такие решения раскрывают потенциал всей фотосистемы Sony Alpha.

Оптическая конструкция включает 17 элементов в 14 группах, среди которых два асферических элемента (на схеме обозначены фиолетовым цветом), два усовершенствованные асферических (красный цвет) и три элемента из низкодисперсного стекла (зеленый цвет). Асферические элементы уменьшают аберрации, а низкодисперсные сводят к минимуму хроматические аберрации. Циркулярная диафрагма (9 лепестков) позволяет формировать красивый эффект боке. Фронтальный элемент имеет фтористое покрытие, которое предохраняет объектив от грязи и отпечатков пальцев, а также облегчает очистку его поверхности. Оригинальное покрытие Nano AR от Sony подавляет нежелательные отражения, которые могут стать причиной бликов и двоения изображения во время съемки при контровом свете или сложных условиях освещения, и обеспечивает неизменно высокую контрастность и четкость. Пыле/влагозащищенное исполнение корпуса позволяет снимать в жестких погодных условиях — дождь, снег, сильный ветер. Имеется оптический стабилизатор изображения Optical SteadyShot.

Качество изображения

Объектив обеспечивает стабильную резкость на всем диапазоне фокусных расстояний, от 24 до 105 мм. Некоторые эксперты указывают, что на максимальных значениях происходит некоторое смягчение, но лично я этого практически не замечаю в своей работе.

Если давать субъективный комментарий, то изображение можно охарактеризовать как аскетично-строгое. Картинка получается очень техничная, чистая, резкая. Она хороша для репортажа, но не совсем подходит для рекламной и портретной съемки. То же можно сказать и про свадебную съемку, хотя я снимал свадьбу на Sony FE 24-105mm f/4 G OSS и остался очень доволен теми возможностями, которые предоставляет объектив.

Снимок сделан на широком угле на открытой диафрагме. Камера Sony A7R III, объектив Sony FE 24-105mm f/4 G OSS, 1/640 с, f/4, ISO 100, f=24 мм

В то же время на максимальном фокусе f=105 мм и открытой диафрагме f/4 получается достаточное размытие фона для портретной съемки. Таким образом, объектив можно рекомендовать тем фотографам, которым приходится выполнять самые различные задачи, от интерьера до портрета.

На фокусе f/5.6-9 можно снимать предметы, одежду, моделей, если требуется хорошо прорисовать все детали изображения. В этом случае Sony FE 24-105mm f/4 G OSS представляет собой отличное решение. По детализации/разрешению объектив меня полностью устраивает, притом, что я снимаю на камеру Sony A7R III. Но если речь идет исключительно о портретной специализации, то я бы рекомендовал светосильный фикс.

Частотно-контрастная характеристика (Modulation Transfer Function, MTF) измеряется по соотношению контрастности двух максимально близко расположенных друг к другу линий. Она показывает, насколько качественно объектив воспроизводит мельчайшие детали, насколько он способен передавать контраст.

Измерения MTF проведены с помощью групп мир, которые содержат радиальные и тангенциальные линии (10), представленные с частотой 10 пар лин./мм (6) и 30 пар лин./мм (7). Измерения выполнены на фокусном расстоянии f=24 мм (илл. 3) и f=105 мм (илл. 4). Также в каждом случае были получены данные на максимально открытой диафрагме f/4 (8) и диафрагме f/8 (9). Вертикальная ось (1) показывает значение MTF в процентах от нуля (внизу) до 100 процентов (в максимальной точке). Горизонтальная ось (2) соответствует дистанции (в мм) от центра кадра до его края.

Бликозащищенность реализована на высоком уровне. Как правило, я снимаю в условиях контролируемого (студийного) света, и даже на открытой диафрагме объектив хорошо справляется.

Эксперты говорят, что в макроположении могут появляться хроматические аберрации, и то, если съемка ведется в формате RAW. Признаюсь в моей практике ни разу не было такой ситуации, чтобы я пожаловался на хроматику в объективе Sony FE 24-105mm f/4 G OSS. По всей видимости, они настолько минимальны, что не оказывают особого влияния на общий результат. Наконец, эти незначительные недостатки легко исправляются в графическом редакторе.

Студийная съемка. Камера Sony A7R III, объектив Sony FE 24-105mm f/4 G OSS, 1/200 с, f/4, ISO 160, f=31 мм

Благодаря круговой диафрагме (9 лепестков) обеспечивается красивый эффект боке

Заключение

Объектив Sony FE 24-105mm f/4 G OSS весьма обоснованно претендует на роль универсального штатного зума. У него очень хороший диапазон фокусов — от широкого угла f=24 мм до f=105, и он способен решить большинство съемочных задач, с которыми может столкнуться фотограф, причем на хорошем уровне. Объектив не претендует на высокохудожественные изыски, но обеспечивает стабильный и ровный результат всегда и везде: репортаж, портрет, свадьба, интерьерная съемка и проч. Из-за светосилы f/4 он не позиционируется как профессиональный, но любой профессиональный фотограф с радостью возьмет его, когда придется выбирать только один объектив. Он не подведет в любой ситуации.

Плюсы: высокая резкость на открытой диафрагме, стабилизатор изображения, качественное боке, качественная работа автофокуса, универсальный диапазон фокусов, постоянная светосила f/4, качественная бликозащищенность

Минусы: затемнение углов на широком угле в предельном положении f=24 мм при съемке в формате RAW

Узнать больше про объектив Sony FE 24-105mm f/4 G OSS: https://www.sony.ru/electronics/obiektivy/sel24105g

Спецификации

Байонет - Sony E

Формат - полный кадр

Стабилизатор изображения

Фокусное расстояние 24-105 мм (экв. f=36-157,5 мм для формата APS-C)

Оптическая схема - 17 элементов в 14 группах, включая два усовершенствованных асферических (АА), два асферических и три элемента из низкодисперсного стекла

Угол поля зрения 84°–23°

Макс. увеличение 0,31x

Макс. диафрагма f/4

Мин. диафрагма f/22

Диафрагма - 9-лепестковая, круговая

Мин. дистанция фокусировки 38 см

Пыле/влагозащищенный корпус

Диаметр под фильтр 77 мм

Габариты 83,4х113,3 мм

Масса 663 г

В комплект входит лепестковая бленда ALC-SH152

 

Октябрь 2020 года

поделиться