Статьи
Sony в соцсетях
1

Компания Sony - ведущий бренд на рынке беззеркальных полнокадровых камер

или 10 технологий нового времени

Владимир Нескоромный

«Зеркалка без зеркала» - японец хитро смотрел на журналистов и улыбался. Токио, ноябрь 2003 года. Всего 5 лет назад появилась первая мегапиксельная компактная фотокамера, 4 года назад была выпущена первая цифровая зеркальная камера среднего класса. Фотосообщество только и говорило о цифровых зеркалках, а представитель крупной японской корпорации смотрел на нас и улыбался: «Зеркалка без зеркала». Мы же, ничего не понимая, хлопали глазами.

Рядовым потребителям кажется, что компании работают над новинками в течение полугода после выпуска предыдущей модели. На самом деле, эта активность начинается за... 10-15 лет. И сейчас, несомненно, уже ведется работа над теми продуктами, которые мы увидим только в 2028 году.

Однако некоторые компании значительно опережают этот график. Фактически у них идет год за два. Например, могу предположить, что работу над цифровыми беззеркальными камерами инженеры компании Sony начали в том же 2003 году, чтобы в 2010 году представить на рынки первые модели NEX-5 и NEX-3. Однако вернемся к истории.

На рынок фототехники компания Sony пришла стремительно. В 2005 году аналитики все еще обсуждали недавнее слияние компаний Konica и Minolta, как неожиданно произошла «частичная передача активов, связанных с цифровыми SLR-фотокамерами» от компании Konica-Minolta к компании Sony. И сразу же начались совместные разработки в области цифровых однообъективных зеркальных фотокамер. А спустя всего год компания Sony объявила о создании фотосистемы Sony Alpha, в основе которой лежала цифровая зеркальная камера Sony Alpha DSLR-A100.

В 2006 году состоялся запуск фотосистемы Sony Alpha, в основу которой была положена цифровая зеркальная камера Sony Alpha DSLR-A100.

Фотосообщество тогда поразили не столько технические характеристики новинки, сколько стремительность, с которой компания Sony вышла на рынок, представив развитую фотосистему. Одновременно с камерой и штатным объективом она заявила о выпуске до конца года 21 (!) модели объективов Sony Alpha.

На фоторынке стала происходить перегруппировка сил, и двум традиционным фотогигантам стали противостоять компании, которые раньше были известны только в индустрии бытовой электроники. Речь шла не только о борьбе за потребителя, но также об общей идеологии фототехники, о праве определять тенденции развития. Традиционные фотокомпании оказались консервативны, не было новаторства.

В результате в 2010 году компания Sony выпустила беззеркальные камеры NEX-5 и NEX-3. Они стали первыми в мире, где был установлен сенсор формата APS-C. Спустя три года появилась первая в мире полнокадровая беззеркальная камера Sony A7. К настоящему времени в линейке Sony Alpha насчитывается девять беззеркальных полнокадровых моделей: ILCE-7, ILCE-7M2, ILCE-7M3, ILCE-7R, ILCE-7RM2, ILCE-7RM3, ILCE-7S, ILCE-7SM2, ILCE-9.

Камера Sony A7S II способна работать в условиях экстремального холода. Например, на этом снимке продемонстрировано, как мгновенно замерзает вода при температуре минус 55 градусов. Фактически происходит взрыв, и она превращается в ледяную пыль. Всего было сделано 20 дублей. Камера не подвела. Фото: (с) Леонид Круглов.

За 5 лет компания Sony добилась весомых успехов с точки зрения технологического прогресса и распространения беззеркальных технологий в сегменте профессиональной фотографии. Если раньше профессиональные фотографы не уделяли должного внимания технике Sony, то сейчас картина изменилась – теперь камеру Sony Alpha можно увидеть в руках топовых фотографов.

В конструкции беззеркальных камер отсутствует зеркало, пентапризма и матовое стекло, за счет этого достигается их компактность. Некоторые беззеркалки даже можно положить в карман.

Компания Sony проделала огромную работу по созданию линейки объективов, открывающих широкие фото/видеовозможности. Например, объективы серии G Master, создающие потрясающее объемное изображение, где присутствует комбинация ровного мягкого боке и высокой детализации. В специально созданных для беззеркальных камер видеообъективах реализована бесшумная автофокусировка, отсутствует смещение оптической оси при зуммировании и «дыхание» автофокуса. Рассмотрим подробно некоторые технологии, которые компания Sony принесла в мир беззеркальных полнокадровых камер.

 

1. Короткий рабочий отрезок

Благодаря короткому рабочему отрезку 18 мм, который реализован в беззеркальных камерах Sony Alpha, можно устанавливать практически любые объективы от сторонних производителей. Конечно, для этого нужен адаптер (неавтофокусный или автофокусный). Адаптер дополняет своим рабочим отрезком рабочий отрезок камеры, и таким образом обеспечивается совместимость. Камеры Sony Alpha допускают установку с помощью адаптерных колец более 65 видов оптики более чем от 50 компаний-производителей. Любопытно, что сейчас выпускаются такие адаптеры, которые неавтофокусную оптику превращают в автофокусную.

Снимок сделан сверхширокоугольным зум-объективом SEL1224G. Он был установлен в очень низкой точке от земли (15 см) и очень близко к кнехту (мин. дистанция фокусировки у объектива 28 см). Благодаря высоким оптическим свойствам объектива, все объекты в кадре получились геометрически правильными. Фокусное расстояние f=13 мм. Фото: (с) Юрий Афанасьев

2. Пятиосевая матричная стабилизация

В 2014 году в камере Sony A7R II был впервые в мире (в полнокадровой камере) реализован 5-осевой стабилизатор на матрице - интегрированная оптическая стабилизация изображения на матрице. Система компенсирует пять типов дрожания камеры - угловые (поперечная и вертикальная оси), поворотные (продольная ось) и сдвиг по двухкоординатной оси X/Y. В результате фотографы могут снимать резкие кадры с выдержками вплоть до 1/15 с. Если на камере установлен объектив со стабилизатором Optical SteadyShot, то оба стабилизатора работают одновременно. Соответственно, стабилизатор на матрице может эффективно работать с любой сторонней (нестабилизированной) оптикой.

Снимок сделан с рук с выдержкой 1/8 c. Использовалась камера Sony A7R III (стабилизатор на матрице) и объектив SEL2470GM (без стабилизатора). Фото: (с) Сергей Гаврилов

3. Автофокусировка по глазам

Очень полезная функция, которая значительно облегчает работу фотографа. Можно просто включить этот режим, и тогда автоматика будет отслеживать в кадре людей и фокусироваться по зрачкам. Можно внести в память лицо определенного человека, и камера станет целенаправленно искать его. Модель может двигаться, отворачиваться от фотографа, смотреть вниз, однако автоматика будет буквально цепляться за глаза, определяя зрачок и фокусируясь по нему. В последних моделях режим автофокусировки по глазам стал настолько совершенным, что его стали уверенно использовать портретные фотографы. Если раньше они использовали ручной режим наводки на резкость, то теперь они предпочитают снимать портреты в режиме следящего автофокуса и с фокусировкой по глазам. Камера делает это быстро и точно. Эта технология изменила стиль портретной фотосъёмки, особенно на открытых диафрагмах. Теперь несколько миллиметров глубины резкости оказываются именно на глазах модели. И камера делает это автоматически.

Благодаря автофокусировке по глазам, камере Sony A7R III удалось справиться со сложным динамичным сюжетом. Танцоры двигались очень быстро, однако во время снимка глаза партнера оказались в фокусе, и даже несмотря на то, что его голова развернута почти в профиль. Объектив SEL70200GM; 1/800 c, f/2.8, f=200 мм. Фото: (с) Влад Шутов.

4. Высокое ISO и низкие шумы

В беззеркальных камерах Sony используется полнокадровая КМОП-матрица Exmor R с тыловой подсветкой, где реализована новаторская структура. В обычном КМОП-сенсоре (с передней подсветкой) свет сначала попадает на матрицу с транзисторами и проводниками и только потом на светочувствительные элементы. Получается, что проводники затеняют светочувствительные элементы и пропускают только часть падающего на сенсор света. В BSI-сенсоре свет попадает сразу на фотодиоды (покрытые микролинзами с антимуаровым фильтром) и только потом на модуль с проводниками, который находится под светочувствительным слоем. За счет этого BSI-сенсор становится более светочувствительным, малошумным и с более широким динамическим диапазоном. Технология была известна давно, однако только компания Sony, представив BSI-сенсор CMOS Exmor R в 2009 году, смогла реализовать его полнокадровую версию в массовом производстве. Такой сенсор впервые появился в модели ILCE-7RM2. Сегодня данная технология используется также в сенсорах моделей ILCE-7M3, ILCE-7RM3 и ILCE-9.

В этом снимке представлена двойная экстремальность — по температуре и по ISO. В Оймяконе температура воздуха достигала минус 55 градусов, и камера Sony A7S II выдержала! Съемка проводилась ночью при свете луны, поэтому использовался штатив, длинная выдержка и чувствительность 32000 ед. ISO. Объектив SEL1635Z; 1/30 c, f/4, f=16 мм. Фото: (с) Леонид Круглов.

5. Шумы и динамический диапазон

Оценка шумов всегда носит очень субъективный характер. Играет роль как характер восприятия изображения фотографом или зрителем, так и формат использования изображения - в интернете или на выставке. Однако, по обобщенной оценке некоторых профессионалов Sony Alpha, в камерах третьего поколения (ILCE-7RM3, ILCE-7M3), где установлен BSI-сенсор, соотношение сигнал/шум оптимально на уровне 25000 ед. ISO при условии достаточного освещения сцены и 10000-12000 ед. ISO в условиях недостаточного освещения.

Благодаря широкому динамическому диапазону матриц Sony фотографы могут легко экспериментировать с экспозиционными параметрами, вытягивать детали в светах и тенях. Теперь можно экспонировать по светам и не бояться получить недоэкспонированное изображение. Например, динамический диапазон матрицы камеры ILCE-7RM3 позволяет тянуть изображение больше, чем на 5 ступеней, и проявлять снимок фактически из «черного квадрата».

Во время съемки у Влада Шутова не сработала студийная вспышка, и получился совершенно черный кадр. Тем не менее он решил посмотреть, что можно вытянуть из этого изображения. В программе Camera RAW потянул ползунок, отвечающий за экспозицию, вправо до упора. Пяти ступеней оказалось мало, и в "Фотошопе" пришлось добавить примерно еще половину ступени. В результате получился полноценный портрет. Таковы возможности матрицы, установленной в камере Sony A7R III! Фото: (с) Влад Шутов

6. Скорострельность и бесшумность

Ключевой особенностью камеры Sony A9 является полнокадровый многослойный сенсор Exmor RS CMOS с разрешением 24 Мпикс. Он состоит из нескольких слоев: массив пикселей, встроенная буферная память, система высокоскоростной обработки сигнала и процессор обработки изображений Bionz X. Безусловно, разрешение не очень значительное, однако вполне оптимальное, чтобы обеспечивалось высокоскоростное считывание данных. В режиме непрерывной съемки при использовании электронного затвора скорость составляет 20 кадров/c. При этом происходит отслеживание автофокусировки/автоэкспозиции. Вдумайтесь в эти цифры! В течение одной секунды камера производит 60 (шестьдесят!) вычислений — отслеживаний автофокусировки/автоэкспозиции. Благодаря емкому буферу серия может достигать 241 снимка в сжатом формате RAW или 362 в формате JPEG.

Съемка ведется без затемнений. Камеры с немеханическим электронным затвором, в отличие от зеркальных, снимают без затемнения во время спуска затвора, а при серийной съемке поддерживается режим live view с частотой 60 кадров/с, и картинка выводится с минимальной задержкой. Фотограф снимает именно тот момент сюжета, который наблюдает в видоискателе.

Электронный затвор срабатывает беззвучно (ноль децибел!). Разработчики даже реализовали специальные рамки, которые, пульсируя, показывают момент срабатывания затвора. Таким образом, благодаря скоростной серийной съемке и бесшумности работы, камеру можно спокойно использовать в тех ситуациях, когда любые звуки нежелательны, а сюжет стремительно развивается - политики, музыканты, спортсмены, театральные актеры.

 

Алексей Арютов фотографировал кайтеров на камеру Sony A9 и объектив SEL1635Z. Результаты, по словам профессионала Sony Alpha, оказались идеальными. Фотограф использовал серийную съемку в формате RAW (сжатый) и следящий фокус по центральной точке. Съемка длилась около полутора часов. За это время камера ни разу не задумалась. Съемочные параметры: 1/1000 c; f/9; ISO 250; f=16 мм. Фото: (с) Алексей Арютов

7. Электронный видоискатель

В третьем поколении камер Sony A (А9/А7RIII) установлен новейший электронный видоискатель Quad-VGA OLED - матрица 13 мм, разрешение 3,7 Мпикс., частота обновлений 120 кадров/с (в режиме просмотра). Он обеспечивает четкое, насыщенное, детализированное и реалистичное изображение. Спустя несколько минут после начала съемки фотограф перестает замечать, что изображение в видоискателе не оптическое... Кроме того, в видоискателе фотограф может предварительно проанализировать тот результат, который должен получиться, и при необходимости изменить установки. Ему доступна следующая информация: экспозиция, баланс белого, глубина резко изображаемого пространства, живая гистограмма, электронный уровень и проч. В случае использования неавтофокусной оптики можно контролировать наводку на резкость с помощью функции пикинг - выделение зоны резкости.

Снимок сделан на острове Кижи в сентябре. В это время года вечера на севере очень темные, однако благодаря электронному видоискателю можно было комфортно осуществлять визирование сцены, устанавливать необходимые параметры и заранее проанализировать именно то изображение, которое будет получено. Кстати, чувствительность пришлось поднять до 10 тыс. ISO. Камера Sony A7R II, объектив SEL28F20, f/2.8, 1/50 c. Фото: (с) Сергей Гаврилов

8. Сенсорное управление по ЖК-дисплею

Во время съемки можно выбирать объект для фокусировки с помощью нажатия на ЖК-экран. Кроме того, дисплей можно использовать в режиме тачпада, при этом осуществляя визирование через видоискатель. Для удобства управления на площади дисплея выделяется определенная область, которая используется для сенсорных операций. Фотограф смотрит в видоискатель и одновременно осуществляет сенсорные операции по дисплею. Сенсорное управление в этом случае аналогично работе на тачпаде ноутбука. Подобное решение позволит избегать непреднамеренных касаний экрана, например, носом.

Схематичное представление 5-осевого механизма стабилизации изображения, реализованного на матрице.

9. Беспроводное управление

Наличие встроенного модуля Wi-Fi позволяет камере осуществлять связь с мобильными устройствами посредством приложения Sony PlayMemories Mobile. Таким образом, смартфон или планшет можно использовать в качестве пульта дистанционного управления во время съемки. Кроме того, съемочный материал (фото и видео) можно передавать на мобильное устройство для дальнейшей публикации в интернете. Посредством приложений, загружаемых из Sony PlayMemories Camera Apps можно расширить функциональные возможности камер 1-ого и 2-ого поколения. Например, можно скачать такие приложения, как «Интервальная съемка», «Интеллектуальное дистанционное управление», «Звездный след», «Кинокадр», «Мультиэкспозиция», «Эффект рисунка+», «Коррекция объектива».

Летом 2018 года Антон Уницын снимал парусные соревнования в Хорватии. Он старался делать свою работу максимально оперативно, и уже вечером каждого дня он предоставлял съемку организаторам. Снимал в формате JPEG, затем партиями выгружал готовую съемку в смартфон, где обрабатывал в программе VSCO. Обработанные материалы передавал в компьютер, откуда выгружал в облако. Фото: (с) Антон Уницын

10. Питание камеры от внешнего аккумулятора

Камеры второго и третьего поколений позволяют осуществлять зарядку через USB-порт. Подобное решение действительно удобно. Если разряжается аккумулятор, а запасного нет, то можно подключить стандартный внешний аккумулятор (Power Bank), который используется для зарядки смартфона или планшета. При этом съемку не нужно останавливать на время зарядки. На практике подобная возможность окажется полезной при съемке в интервальном режиме (time-lapse).

 

 Итог

Компания Sony одной из первых сделала ставку на беззеркалки и совсем не прогадала. За восемь лет (2010-2018) она прошла очень большой путь, реализовала много новаторских технологий и стала лидером рынка. И собирается им оставаться. Всерьез и надолго.

поделиться