Success Story от Дарьян Волковой
Меня часто спрашивают, как получилось, что я ушла из профессии балетного артиста и стала фотографом? Собравшись с духом, я решила рассказать свою историю с самого начала, выделяя главные моменты. Может быть, мой опыт пригодится.
Это история о том, как сложно начинать с чистого листа, как непросты и тернисты поиски себя в профессиональном мире. Это история о принятии и отваге. О том, что иногда надо поверить себе и уйти из дела, которое ты любишь всем сердцем, чтобы найти новое, не менее любимое и прекрасное.
Начну я издалека – с самого Дальнего Востока.
«Элеонора Севенард и Денис Родькин». Фотостудия «Obscur Studio», Москва, 2018. Sony A7R II, Sony FE 55mm F1.8 ZA, 1/640 c, f/2.2, ISO 500, f=55 мм
Институт культуры. И отдыха
Я родилась в Хабаровске. Чтобы хоть немного укротить мою бешеную энергию, родители отдали меня на бальные танцы. Там были конкурсы, красивые платья в блестках, каблуки, городские победы. Но затем появились сложности в виде купленных мест на соревнованиях, слишком дорогих тренировок, слез и обид, подковерных интриг. Пришлось уйти.
Я недолго страдала, так как попала в детский балетный коллектив. Перьев и каблуков там, конечно, не было. Но было тоже очень интересно.
Следует сказать, что в Хабаровске нет театра оперы и балета, а значит, нет возможности ходить на живые спектакли, наблюдать за артистами и расти на их примере. Для балетного ребенка это чрезвычайно важно, но тогда у меня не было высоких ориентиров. Мне нравилось танцевать, и все.
Поэтому, закончив общеобразовательную школу и параллельно занимаясь танцами, я без четкой цели плыла по течению, пока не пришла пора выбирать, где получать высшее образование.
Из родного города я тогда не планировала никуда уезжать. Здесь единственным подходящим вариантом был Институт культуры. «И отдыха», – добавляла моя мама.
Помню, как она несколько раз спрашивала, уверена ли я в своем решении поступать именно туда. Я не понимала ни самого вопроса, ни своих желаний, поэтому отвечала утвердительно. И я поступила. Правда, в институте задержалась всего на два года.
В один день все круто изменилось.
«Закулисный мир». Театр Б. Эйфмана «Русский Гамлет», Александринский театр. С.-Петербург, 2017. Sony A7R II, Sony FE 16-35mm F4 ZA OSS, 1/125 c, f/5, ISO 12800, f=55 мм
Почувствовать разницу и сделать правильный выбор
В Хабаровском государственном институте культуры я проучилась два года, и сегодня для меня странно, что очень плохо помню процесс обучения. Людей - помню, а вот что делали – нет. Но я запомнила один день, который в одночасье резко изменил всю мою жизнь.
К нам «приехал ревизор». А точнее декан из Москвы – проводить какую-то бюрократическую аттестацию. Всем студенткам строго-настрого наказали худеть. Мы спешно готовили классический урок, учили дату рождения Вагановой (вдруг он спросит, а мы не знаем – и тогда позор всем!) и делали еще массу ненужной ерунды, лишь бы не посрамить честь и достоинство нашего института.
Настал день икс. У нас урок классики. Заходит небольшого роста дедушка. Нас останавливают, мы делаем ему поклон, он мило улыбается, забирает нашего педагога и уходит. Ну, и к чему мы, спрашивается, худели?
В этот же день он провел мастер-класс по русскому танцу. Собрали всю кафедру. Я никогда не опаздывала на пары, но тут меня что-то задержало, и я еле вклинилась в последнюю линию в зале. Впрочем, кажется, на этом уроке я почти ничего не делала, а просто в изумлении наблюдала. На этом мастер-классе я увидела самое главное — разницу.
Если бы в первой линии стояли ученики, то скорее всего я бы ничего не заметила. Но там стояли и повторяли движение педагоги.
Декан был звонкий и мягкий, как перышко (заметьте, немолодой человек, лет шестидесяти). Дробушки из-под его каблука выскакивали непринужденно. Говорил он очень просто и все время улыбался. Явно получал удовольствие от того, что делал. А рядом с ним с серьезными лицами стояли наши педагоги, долбили в пол со всей силы, словно забивая огромные гвозди, пыхтели и напрягались.
И я увидела разницу. И она была такой осязаемой, что внутри все перевернулось. Я захотела уехать туда, где преподают и учатся такие, как он, где люди получают удовольствие, а не ходят в институт ради того, чтобы получить образование. Я впервые в жизни захотела большего.
И я уехала.
«Разогрев». Международный конкурс «Арабеск». Театр оперы и балета, Пермь, 2018. Sony A7R II, Sony FE 55mm F1.8 ZA, 1/125 c, f/1.8, ISO 8000, f=55 мм
Настоящий балет и мои университеты
В погоне за мечтой мне пришлось уехать за семь тысяч километров от семьи, от дома и комфорта. Я перевелась в институт в С.-Петербурге. Из-за разницы учебных программ потеряла один год.
Сначала было очень тяжело. Тем не менее я была готова к новому этапу - знала, что он будет непростым. И горжусь собой, что оказалась очень сильной и не вернулась, хотя очень хотелось. Также невероятно благодарна своей семье и особенно маме, которая оторвала меня от себя и отпустила одну так далеко. Почти каждый день мы говорили по телефону и рыдали в трубку, но понимали, что так лучше для моего будущего.
Понемногу научилась жить самостоятельно (спасибо общежитию), появились настоящие друзья. Теперь в моем распоряжении были многочисленные музеи, филармония и, конечно, театры. Прекрасные театры оперы и балета, в которые меня никогда бы не взяли работать.
В 19 лет слишком поздно начинать профессиональную карьеру артиста балета, ведь в багаже нет долгих лет балетного училища. Я так мечтала танцевать, но никто не объяснил, что для этого нужно было непременно идти в училище!.. И в результате мне пришлось до конца моей карьеры вытаскивать из себя отсутствие той самой «школы».
Настал тот самый тяжелый переломный период, когда мне пришлось смириться, что никогда не буду работать в «настоящем» театре. Тем не менее просто не могла допустить мысль, что все мои усилия были напрасными. Я многим пожертвовала и не была готова сдаваться на полпути. И выбрала путь фрилансера.
Начала совмещать два своих самых любимых на тот момент занятия – балет и путешествия. Ездила на короткие гастроли, танцевала в разных труппах. Сначала в кордебалете, затем стала получать сольные партии. И вот однажды уехала на долгие трехмесячные гастроли по Европе.
И там с новой стороны открыла для себя фотографию.
«Портрет балерины». С.-Петербург, 2017. Sony A7R II, Sony Planar T* 50 мм F1.4 ZA SSM, 1/250 c, f/1.7, ISO 500, f=50 мм
Переломный момент и открытие фотографии
Это были самые длинные, сложные и интересные гастроли. К тому моменту я уже начала фотографировать свою закулисную жизнь и даже писала небольшие заметки, которые, кстати, можно найти в моем блоге по тегу #soulinfeet.
За три долгих месяца мы посетили множество стран, но кульминацией стала Исландия, которую всегда мечтала посетить. Правда, гастроли выпали на Рождество, мы работали по два спектакля в день, поэтому страну своей мечты я так и не увидела. Вместо этого много фотографировала.
Камера тогда стала моим лучшим другом. Она помогала укрыться от сложностей гастрольной жизни. Пока все делали классический урок, я ползала под сценой в поисках «сокровищ». Все прыгали на середине, а я поднималась по лестнице на крышу, чтобы поймать классный кадр. Залезала в пачке на самый верх сцены, а в перерыве, пока все спали, бежала фотографировать город.
После тех гастролей не было ни дня, чтобы я приходила в театр без камеры. Мне по-новому открылось закулисье. Я заново увидела знакомые сюжеты.
Вскоре мне стало тесно в бекстейдже, и я стала работать с артистами в студии, реализуя то, что не могла сделать на сцене.
Со временем все чаще стала ловить себя на мысли, что хочу больше времени уделять новому увлечению. Возможно, подумала я, балет был мне дан для того, чтобы найти себя в фотографии.
«Пахита». Мариинский театр. С.-Петербург, 2017. Sony A7R II, Sony FE 16-35mm F4 ZA OSS, 1/125 c, f/4, ISO 2500, f=20 мм
Балет или фотография — вот в чем вопрос
Тем не менее я продолжала совмещать театр и фотографию. Делала проекты, съемки, много размышляла над концепцией, сюжетами, но продолжала ездить на гастроли.
Финалом стали гастроли в Китае. Я сильно заболела, а организаторам было совершенно все равно. Чудовищные условия работы, Новый год в отеле, а не с мужем, болезнь и страх за себя. И тогда я решила поставить точку. Решила, что самое время сойти с этого поезда, который только набирает скорость, но уже начинает гореть. Ушла вовремя, потому что готовила себя к этому. Мне было 25 лет.
Скучала ли я потом – да. Хотела ли вернуться – нет. Я разделяла эти чувства и давала четкую оценку происходящему. Из балета уходить нужно вовремя, иначе будет больно, грустно и смешно (не вам). Другое дело, что уходить из профессии, которую ты любишь, конечно, неимоверно тяжело. И для балетных артистов большая беда – остаться без дела всей своей жизни.
Я мечтала остаться в балете, даже завершив карьеру танцовщицы, и я это реализовала. Хотела работать в театре, и я работаю в нем, пускай и в другом качестве.
Я люблю свое дело и с благодарностью отношусь к своему прошлому – без училищ, школ, театров. Сегодня они не имеют значения. У каждого свой уникальный путь.
Так из артиста балета я превратилась в фотографа балета.
«Зал Большого театра и прима-балерина Евгения Образцова». Большой театр, Москва, 2018. Sony A7R II, Sony FE 16-35mm F4 ZA OSS, 1/100 c, f/4, ISO 12800, f=19 мм
Рассуждения о прошлом и мысли о настоящем
Чтобы стать фотографом с репутацией, знаниями, мнением и идеями, мне не пригодилось бы училище. Гораздо важнее, как ты можешь применить то, что дает тебе судьба. Сколько усилий ты приложил, чтобы найти свой путь, а не пройти чужой. Насколько ты внимателен к тому, чтобы увидеть счастье и взять его.
Я долго не замечала того, что было на расстоянии вытянутой руки. Смотрела в другую сторону и хотела пройти чужой путь. Долгое время стремилась к тому, чтобы найти себя. Искала, пробовала и - нашла.
Сегодня я счастливый человек, который занимается любимым делом, не боится снова рискнуть, знает цену своему труду и ценит сферу, в которой работает. Более того, я благодарна за все шишки и ямы на своем пути.
И это всего лишь конец одной истории и начало совсем другой.
Узнать больше про Дарьян Волкову: https://www.sony.ru/alphapro/professionalsalpha/darian-volkova
Февраль, 2021