Интервью
Как фотография появилась в вашей жизни?
У меня высшее юридическое образование. Но уже на третьем курсе института я начал заниматься фотографией. Когда заканчивал учиться, то прекрасно понимал, что не буду работать по специальности. Для многих может прозвучать странно, но у меня не было задачи получить престижную высокооплачиваемую работу. Работа в офисе мне представлялась скучной. Однако и фотография к моменту получения диплома была для меня просто увлекательным хобби. Тогда я даже не подозревал, что она станет делом моей жизни. В 2009 году взял в кредит камеру Sony Alpha 350 с китовым объективом. Спустя полгода заработал первую тысячу рублей. Позже появился слоган «Это живые фото» — именно так я позиционировал свою фотографию.
Когда вы ощутили себя профессиональным фотографом?
Сложно сказать... До сих пор я считаю себя любителем. Для меня «любить фотографию» важнее, чем «заниматься ей профессионально». Как мне кажется, профессионал не тот, кто зарабатывает за счёт фотографии, но тот, кто достигает в фотографии результата. Это очень важное различие. У меня, к счастью, получается и то, и другое. В последние три года я начал уделять серьёзное внимание сервису. Раньше было, в основном, так: сфотографировал, отдал и забыл. Сейчас я стараюсь анализировать все этапы, чтобы мои услуги работали наиболее эффективно. Важно гарантировать результат, это и есть настоящий профессионализм.
Возникало желание бросить фотографию?
Несколько лет назад у меня был творческий кризис. Один этап завершился, а другой никак не наступал. Я топтался на месте и всерьез подумывал о том, чтобы бросить фотографию. Знакомый посоветовал мне прочитать книгу Гарри Беквита/Harry Beckwith «Продавай незримое»/«Selling the Invisible», в которой рассказывается, что такое услуга. В отличие от товара услугу человек не видит — это лишь обещание сделать что-то. Люди доверяют исполнителю и платят заранее на веру. Одновременно следует понимать, что они могут столкнуться с обманом. Я прочитал эту книгу и задумался. Оказывается, я не просто человек с фотоаппаратом, а тот, кто оказывает услуги.
Что вас удерживает в фотографии?
Изначально меня удерживала привычка, я снимал скорее по инерции. Теплилась надежда, что когда-нибудь я смогу совместить фотографию как заработок и фотографию как творчество. В то время я не мог зарабатывать в тех областях, которые меня привлекали, я продавал свои навыки, чтобы выполнять, порой, неинтересные задачи, а творчески съёмки снимал бесплатно. Наконец, этот этап закончился. Неожиданно я осознал, что фотография выступает для меня средством познания мира. Я очень люблю изучать людей, слушать истории. Эти истории я могу пересказать с помощью фотографии. Фотография позволяет мне попасть в любое место в мире. Благодаря фотографии я могу познакомиться с известными людьми — политиками, актерами, музыкантами. Фотография дает мне ключ к людям, и мне это интересно.
Свой стиль определяет так: «Максимально честный, без наигранности и постановки»
Как вы можете описать свой оригинальный стиль?
Мой стиль съемки — максимально честный, насколько это возможно. В нем нет наигранности, постановки. Во время съёмки стараюсь создать такие условия, как будто рядом нет фотографа. Изначально выстраиваю с людьми отношения таким образом, чтобы съёмочная задача не создавала им дискомфорт. Как правило, скованность пропадает спустя 5-10 минут после начала работы. А самая удачная съёмка — это когда всё происходит без моего участия. Очень помогает моё портфолио, где представлены такие же обычные люди, в простой одежде. Они видят эти работы, и скованность пропадает.
Вы сами обрабатываете изображения после съёмки или у вас есть помощник?
Использую оба варианта.
Вы знакомы с аналоговыми технологиями?
Да, у меня есть плёночная зеркальная камера Minolta Dynax, к ней подходят мои объективы от цифровых камер с байонетом «А». Параллельно довелось немного поснимать на среднеформатную камеру «Киев-88». Я бы и сейчас снимал на плёнку, но на это не хватает времени.
Как вы можете описать понятие «хорошая фотография»?
Для меня хорошая фотография это прежде всего наличие уникального момента или неповторимой эмоции. Случается, ты увидел и... не успел снять. Просишь повторить, но получается уже не то. Например, бегун, который вопреки негативным обстоятельствам финиширует на длинной дистанции. Глаза к небу, слезы... Этот кадр несет эмоцию и рассказывает историю. Противоположный вариант — просто красивый женский портрет ничего не говорит зрителю, несмотря на высокое техническое исполнение. Для меня он не является привлекательным. Можем вспомнить снимок Роберта Капы «Смерть республиканца», где изображена реальная смерть человека. Это хороший снимок, и его техническое исполнение не имеет значения. Свой самый лучший кадр на данный момент я сделал на свою первую камеру Sony Alpha 350, которая вышла десять лет назад, с простым телевиком Minolta. На снимке изображены военнослужащие, которые сидят на трибунах футбольного стадиона.
Какие имена в фотографии, кинематографе, живописи являются для вас знаковыми?
Если говорить о фотографах, то я назову следующие имена: Роберт Капа/Robert Capa, Георгий Пинхасов, Анри Картье-Брессон/Henri Cartier-Bresson. Также хочу отметить Энни Лейбовиц/Annie Leibovitz, которой очень успешно удаётся с помощью портрета рассказать историю. Например, её фотографии Джон Леннона и Йоко Оно, и Леонардо Ди Каприо с лебедем. В кинематографе хочу отметить режиссера Андрея Звягинцева, оператора Павла Костомарова и мексиканского оператора Эммануэля Любецки, у которого необычный стиль широкоугольной съемки. Я как-то выложил в Instagram серию фотографий, подражая ему. Он поставил лайк и написал комментарий. Мне было безумно приятно.
«Всегда стараюсь быть максимально близко к объекту съёмки»
А какие самые известные работы Эммануэля Любецки?
«Дитя человеческое», «Гравитация», «Бёрдмэн», «Выживший». В последнем фильме есть потрясающая сцена, когда герой Ди Каприо дышит, и у камеры запотевает объектив. Это просто невероятно! Помните, как говорил Роберт Капа? «Если ваши снимки недостаточно хороши, значит, вы находитесь недостаточно близко». Поэтому я использую объективы с фокусным расстоянием 35, 24 и 14 мм. Очень редко использую 50 и 85 мм. Это даёт мне возможность быть максимально близко к объекту съёмки. Вообще, считаю, что фотография — это кинематограф со стоп-кадрами. Большинство моих работ выполнены в горизонтальном формате, как в кино.
О чем вы больше всего сожалеете в профессии?
Не так давно я пришел к мысли, что не надо ни о чём жалеть. Иногда кажется, что тебе плохо. А потом анализируешь ситуацию и осознаешь, что, к счастью, не случилось других вещей. Сейчас у меня семья, двое детей. Наверное, если бы я жил один, то смог бы тратить деньги только на себя, много путешествовать. Может быть, добился бы большего. Но я отношусь к этому спокойно. Доволен тем, что смог реализоваться, достичь того, что есть.
У вас есть ученики?
Да есть, несколько человек проходили у меня индивидуальное обучение. Один фотограф работает вместе со мной под моим руководством.
Какое ваше самое большое достижение в профессии?
Я нашел способ, как с помощью фотографии менять мир к лучшему. В конце 2015 года я провел благотворительную съемку и вырученные средства передал моему знакомому, который пострадал в автомобильной аварии. Я фотографировал людей в холле кинотеатра, и они платили любую сумму. В акции за 8 часов приняло участие 260 человек. В результате удалось собрать 120 тыс., рублей. В тот момент у меня произошло переосмысление ценностей. Оказалось, что я могу приносить людям пользу. Теперь в конце каждого года я провожу благотворительные фотомарафоны и передаю деньги на добрые дела. В фотоконкурсах я пока не участвую. Главная моя цель — снимать, развиваться, радовать заказчиков и помогать людям.
Какая ваша профессиональная мечта, цель?
У меня растут два сына, и, если к тому моменту, когда они будут жениться, я еще буду фотографировать, хотел бы снимать их свадьбы. Эта идея пришла ко мне в голову неожиданно, и она меня радует. Ещё, я был бы рад провести фотомарафон в Москве.
Зачем сейчас люди приходят в фотографию?
Мне сложно дать исчерпывающий ответ. Конечно, фотография — это общедоступный способ выражения. Камера сейчас присутствует практически в каждом мобильном телефоне. И этого вполне достаточно, чтобы заниматься творчеством. Нажать на кнопку — и сразу получить результат. Если говорить о профессионалах, то мотивы не меняются — быстрый и легкий заработок. Это вполне справедливо в отношении свадебной фотографии. Кто-то приходит в фотографию, чтобы реализовать свои амбиции. Но, в основном, привлекает простота и доступность.
Совет начинающим: «Снимайте каждый день»
Какие советы можете дать начинающему фотографу, чтобы он смог достичь успеха?
Следует понимать, что успех бывает разным. Для одних это определенная сумма денег, для других — количество съемок. Мне кажется, что успех — это когда ты востребован, когда тебя ценят. Когда заказчики говорят, что нужен не просто фотограф, а именно ты. Для достижения подобного результата новичкам нужно делать одну простую, но важную вещь, а именно, снимать каждый день. Ещё рекомендую использовать самый эффективный на сегодняшний день способ продвижения — сарафанное радио. Его пока не могут заменить ни социальные сети, ни реклама. В основе лежит желание людей делиться информацией. Большинство моих клиентов физические лица, а не компании. И «сарафан» хорошо работает.
* * *
У Никиты Хнюнина потрясающее мировосприятие. Он стремится к людям, ценит общение, настоящие эмоции. Оказывает бескорыстную помощь, причем весьма существенную и эффективную, а не в виде «лайков в соцсетях». Подобная жизненная позиция редко встречается в современном мире. И люди отвечают ему взаимностью. Его работы чистые, искренние, человечные. Это и есть настоящий успех для творческого человека.