В начале сентября мне довелось реализовать проект, в рамках которого нужно было снять, как происходит добыча и переработка рыбы. Для этого я приехал на рыбозавод в Мурманске, а потом отправился на рыболовный траулер «Мыс Корсакова». Чтобы попасть на борт судна, мне пришлось доехать до норвежского города Киркинеса. Как выяснилось впоследствии, стоянка и обслуживание рыболовных судов в норвежских портах обходится дешевле, чем в том же Мурманске. Так началось мое путешествие. Продлилось оно в общей сложности около двух недель. Курс «Мыс Корсакова» пролегал в Баренцевом и Норвежском морях - в районе Шпицбергена. Продолжительность плавания этого траулера составляла долгих три месяца, поэтому, чтобы вернуться раньше, мне нужно было перебраться на другой корабль, который шел в норвежский город Олесун. Надо сказать, что пересадка в открытом море это отдельное приключение…
Вряд ли фотографы в массовом порядке будут плавать на рыболовных судах и фотографировать работу рыбаков, поэтому мой опыт пригодится лишь некоторым. Однако в целом, надеюсь, всем будет любопытно узнать, как происходила съемка в непростых условиях на борту рыболовного траулера.
Производственный процесс на рыболовном судне не прерывается даже ночью.
Sony A7RII, FE 24–70 мм F2.8 GM, 1/80 c, ISO 1250, f/3.2, f=24 мм
Сразу замечу, что, несмотря на мой первоначальный задор, в начале путешествия меня сразила морская болезнь, и около двух дней я просто провалялся в каюте. В это время не то что фотографировать, но даже есть не хотелось. Судовой врач снабжал меня всякими таблетками, но они не особенно помогали. Через два дня мой организм привык-таки к качке, и я начал снимать.
Каждый день я наблюдал и документировал весь производственный процесс промыслового судна, - подьемы и спуски трала, обработка рыбы в цехах траулера. Как палубная команда готовит трал к спуску, ремонтирует порванные сети, как происходит подъем наполненного рыбой трала. Поднимался на капитанский мостик. И, конечно же, когда не было активной работы на судне, фотографировал лиричные морские пейзажи и вездесущих чаек, которые очень хорошо знают, что, если следовать за рыбаками, то всегда будешь сыт.
Чайки кружили над нашим судном постоянно. Они стали тем съемочным объектом, на котором я ощутил хорошую эффективность работы следящего автофокуса. При съемке летящих чаек 2 из 3 кадров всегда были резкими.
Sony A7RII, FE 70–200 мм F2.8 GM OSS, 1/1000 c, ISO 500, f/5.6, f=200 мм
Для съемки я взял следующую фототехнику: камеру Sony A7RII, объективы FE 24–70 мм F2.8 GM, FE 70–200 мм F2.8 GM OSS, Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA, FE 85 мм F1.4 GM и телеконвертер 1,4х SEL-14TC. Брал вспышку, но ни разу не использовал. Также была запасная камера, но и ее не пришлось доставать.
Условия для фототехники были экстремальными: высокая влажность и постоянные брызги от морских волн, особенно при подъеме/спуске трала. А температура воздуха, к слову, не превышала 4-5 градусов тепла. Когда опускался туман, то влажность даже ощущалась кожей, а это уже 80-90 процентов. В том числе и по этой причине я менял объективы только в помещении. Для защиты оптики от влажности и брызг, устанавливал бленду и бесцветный фильтр, который периодически протирал салфеткой из микрофибры. Наконец, камеру я помещал в «плащ» - полиэтиленовый чехол, который оберегал технику от внешних воздействий. С целью безопасности на мне была надета каска. От спасательного жилета, по своим соображениям, я отказался. И еще такая деталь. Во время передвижений по палубе я все время придерживал камеру рукой, иначе во время качки все время была угроза, что она получит удар от судовых конструкций. По результатам съемки могу сказать, что фототехника достойно выдержала это испытание. Кольца на объективах, колесики и кнопки на камерах — все работало исправно.
Подобный сюжет снимают практически все фотографы, и профессионалы, и любители, когда они оказываются на судне. В моем случае пришлось довольно долго ждать, пока появятся волны, которые поднимут нос корабля достаточно высоко, чтобы он красиво рухнул вниз и поднял облако брызг.
Sony A7RII, FE 24–70 мм F2.8 GM, 1/1000 c, ISO 500, f/4.5, f=24 мм
Во время съемки я всегда сталкивался с проблемой: что принять за горизонт, глядя в видоискатель, палубу или горизонт моря. По причине качки начинаешь колебаться... Как правило, я выбирал палубу. Также из-за качки я всегда искал неподвижные конструкции на палубе, которые позволяли опереться о них и зафиксировать мое положение.
Снимал на коротких выдержках 1/400-1/500 с, иногда до 1/1000 с, чтобы сохранить ощущение от брызг, чтобы брызги на снимке остались брызгами и не размазались. При этом чувствительность приходилось повышать до 500-800 ед. ISO. Иногда выставлял длинные выдержки до 1/30-1/20 с, чтобы снимать с проводкой, получать некоторый смаз и в результате обеспечивать динамику в кадре. Таким образом, у меня было два основных съемочных приема — снимать с короткой или с длинной выдержкой.
Снимок с проводкой позволяет передать стремительность движения.
Sony A7RII, FE 24–70 мм F2.8 GM, 1/30 c, ISO 200, f/11, f=70 мм
Особо хочу отметить эффективную работу следящего автофокуса. Например, я снимал летящих чаек и могу с уверенностью сказать, что 2 из 3 кадров всегда были резкими. Скорее мне было сложнее удерживать объект в кадре. В некоторых случаях мне не хватало фокусного расстояния 200 мм, и я устанавливал дополнительный телеконвертер 1,4х.
Периодически выходил в интернет, однако на судне скорость соединения было очень низкой, и ее хватало только для текстовых сообщений. А вот фотографии, даже предельно ужатые, выгружались слишком долго, и потом я от этого отказался.
Во время прогулок по городу Олесун, Норвегия.
Sony A7RII, FE 24–70 мм F2.8 GM, 1/200 c, ISO 200, f/6.3, f=24
Когда моя командировка подошла к концу, мне нужно было вернуться на сушу. Поскольку рыболовный траулер «Мыс Корсакова» не планировал ради фотографа менять курс, было решено пересадить меня на другое судно, которое шло в Олесун. Эта ночная пересадка в условиях неспокойного моря была довольно экстремальной для меня, сухопутного, в общем, человека, и я даже описал ее на моей страничке в "Фейсбуке".
«Норвежское море. Ночь. Густой туман. Два корабля, похожие на призраки из-за светлых ореолов их окружающих, сближаются и ложатся в дрейф на расстоянии пары сотен метров друг от друга. С одного из них на леерах спускается катер, маленький, но выделяющийся на черной поверхности моря ярким оранжевым цветом. Он, подпрыгивая на волнах, подходит к кораблю-соседу, с которого уже спущен веревочный трап. На трапе появляется человек в оранжевом спасательном жилете и начинает не очень уверенно спускаться с пятиметровой высоты по раскачивающемуся вдоль борта трапу. Наступает решительный момент - человеку на трапе нужно спрыгнуть и попасть на катер, который с трудом удерживается у борта. "Давай!" - кричат снизу с катера, и он прыгает. К счастью, он не промахивается и благополучно попадает на катер. Затем, прыгая по волнам, катер подходит к другому судну, и его поднимают на палубу вместе с людьми. Пересадка закончена успешно. Эту пересадку я, человек в оранжевом жилете, запомню надолго...».
У берегов Норвегии.
Sony A7RII, FE 70–200 мм F2.8 GM OSS, 1/320 c, ISO 400, f/5.6, f=200 мм
Alpha-советы:
1_В условиях повышенной влажности старайтесь максимально защищать вашу фототехнику, даже если она имеет пыле/влагозащищенное исполнение. Лучше лишний раз перестраховаться, чем потом заниматься ремонтом.
2_Замену объектива следует производить только в сухом помещении или в герметичном рукаве.