Статьи
Sony в соцсетях
1

В food-фотографии
должно быть все вкусно

Сергей Гаврилов

В этом материале я представил основные мысли, которые прозвучали в моем видеоинтервью, опубликованном на Youtube-канале Sony. Рекомендации для домашних кондитеров и небольшой мастер-класс по фотосъемке торта. Надеюсь, советы окажутся полезными и позволят начинающим фуд-фотографам повысить качество своей съемки

 

Про смартфон и фотокамеру

Не секрет, что сейчас многие используют для фотосъемки смартфон. Тогда зачем нужны фотокамеры? Для получения ультимативно высокого качества. Если вы планируете не только показывать свои работы на экране смартфона, но также использовать их в полиграфических проектах, печатать в большом формате или демонстрировать на больших экранах, то с точки зрения качества следует снимать на фотокамеру с большой матрицей.

Например, я использую Sony Alpha 7R IV, которая оснащена полнокадровой матрицей с разрешением 61 Мпикс. Преимущество заключается в том, что изображение можно значительно кадрировать (увеличивать), при этом остается солидный запас для полиграфической печати.

Sony Alpha 7R III, Sigma 24-70mm F2.8 DG DN, 1/30 c, f/8, ISO 64, f=70 мм

Объектив

Большинство смартфонов оснащено одним встроенным объективом с широким углом поля зрения. В результате в кадр попадает все, что окружает объект съемки. Конечно, в некоторых случаях это плюс, но для фотографирования еды такое решение не подходит. Если мы снимаем с низкой точки (а это бывает нужно, чтобы, например, показать высоту торта или слои бургера), то в кадр попадает визуальный мусор. Иными словами, использование камеры с возможностью установки сменного объектива позволяет нам выбирать абсолютно любой ракурс.

Я снимаю еду с объективом Sony FE 90 мм F2.8 Macro OSS. Для начинающих фуд-фотографов могу смело рекомендовать Sony FE 50 мм F2.8 Macro. С другой стороны, для фуд-фотографии можно использовать и другую оптику, например, у меня есть опыт съемки на Sony Carl Zeiss Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA. В любом случае со сменной оптикой вы получаете гораздо больше возможностей, чем со смартфоном.

Компьютер

Каким бы замечательным ни был дисплей у фотокамеры, его размер остается маленьким, что не позволяет нам полноценно видеть все детали изображения и анализировать недочеты. Поэтому я снимаю напрямую в компьютер, который подсоединен к камере с помощью USB-кабеля. Каждый снимок сразу же выводится на экран. Это позволяет оценить композицию и качество изображения в мельчайших деталях.

 

Программное обеспечение

Получаемые кадры поступают в программу Capture One. В отличие от других RAW-конвертеров, она отличается тем, что передает цвета очень реалистично. Кроме того, здесь можно делать настройки, которые будут автоматически применяться к последующими снимкам. То есть вы изменяете контраст, тональность, насыщенность, цвет и проч., и сразу же видите новые кадры с этими предустановками. Существует две версии программы: Capture One Pro for Sony (платная) и Capture One Express for Sony (бесплатная).

Композиция

Чаще всего мы смотрим фотографии на экране смартфона. Маленький экран — маленькая картинка. Поэтому не стоит создавать композицию, состоящую из множества мелких элементов. Лучше, наоборот, укрупниться, чтобы объект съемки сразу обращал на себя внимание. Кроме того, это поможет избежать включения деструктивных элементов на заднем плане.

Со съемочными ракурсами фотограф может экспериментировать бесконечно. Назовем лишь некоторые. Строго сверху - если нужно показать составляющие блюда на плоскости, и обычно так снимают телефонами, потому что у них широкоугольный объектив. Строго сбоку — если требуется, например, сделать акцент на слоях гамбургера. Диагональный ракурс является наиболее естественным, поскольку воспроизводит направление для человеческого взгляда за столом, как он (человек) видит еду.

Цвета

Цветовой круг (приложение или JPEG-картинка) должен быть в телефоне у каждого фотографа. Цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга, выступают в роли дополнительных, или комплементарных. Сочетание таких цветов в одном изображении позволяет создавать привлекательные решения. Если упростить правило, то можно сказать, что хорошо сочетается теплое с холодным. Такие фуд-снимки выглядят аппетитными и вкусными.

 

Стилистика

Если блюдо вкусное, но визуально не выглядит совершенным, то успех фотографии будет сомнительным. И мы часто видим в соцсетях, как люди выкладывают фотографии непривлекательных объектов. Поэтому чтобы добиться хорошей картинки нужно фотографировать абсолютно совершенные объекты. Блюдо должно быть не только вкусным, но и красивым. Для этого нужно заниматься доработкой объекта съемки: дополнительное оформление, подбор аксессуаров, которые создают контекст. Очень часто именно окружающее пространство раскрывает характер объекта, создает настроение. Это могут быть столовые приборы, чашки, блюдца, текстиль, цветы. И в результате рождается интересная история, например, семейное чаепитие на дачной веранде... Таким оформлением занимается отдельный человек - фуд-стилист. Однако его функции часто выполняет сам фотограф.

Естественность

В настоящее время и в фуд-фотографии, и в портретной прослеживается тренд на естественность, существует мода на натуральный стиль. На мой взгляд, это очень хорошо. Вспомним, что раньше фуд-фотографы использовали в своей работе вещества и материалы, которые никак не сочетались с едой. Например, газированный напиток, который выплескивался из стакана, был сделан из пластика; стейки не жарили на решетке, а наносили линии гуталином; блины поливали машинным маслом. Сейчас все это осталось в прошлом, и те продукты, которые снимают фотографы, являются абсолютно съедобными.

Свет

В фотографиях домашних кондитеров часто можно увидеть ошибки в освещении, потому что они снимают с тем светом, который имеется на кухне. Как правило, это небольшие галогеновые лампочки. Результат выглядит очень непривлекательным. Сюда еще добавляются ошибки в настройках баланса белого, множественные тени, если лампочек много, и проч.

Самый простой вариант - использовать свет из окна. Однако, к сожалению, в наших северных широтах (если говорить о Москве) он не всегда доступен. Тем более что кондитеры очень часто пекут днем, а фотографируют вечером, когда никакого света из окна нет. Поэтому нужно использовать искусственное освещение, которое, что важно отметить, обеспечивает постоянное качество. Я обычно использую импульсный свет.

Например, в качестве одного источника использую моноблок и простой тканевый рассеиватель, который размещаю перед ним. И больше никаких модификаторов света. Простое и недорогое решение. Изменяя расстояние между моноблоком и рассеивателем, я меняю качество света. Чем дальше моноблок от рассеивателя, тем больше площадь освечивания и мягче свет. И наоборот, чем ближе моноблок, тем более жесткий свет и меньше пятно освечивания.

Вторым источником может стать моноблок со стрип-боксом. Это решение имитирует узкое окно. Фактически мы получаем свет из окна, который доступен в любое время суток. Лампа как солнце, а тканевый рассеиватель как занавеска. Почему я делаю на этом акцент? Потому что оконное освещение одно из самых красивых, одно из самых фотогеничных. И такое «передвижное окно» мы можем размещать где угодно и когда угодно.

Прежде чем начать фотосъемку, следует изучить, как освещается сюжет. За счет изменения мощности прибора или дистанции между источником света и объектом съемки следует отрегулировать освещение. Нужно определить, что является наиболее удачным: совершенно мягкий свет или чуть более жесткий. Кстати, если убрать тканевый рассеиватель и снять рассеиватель со стрип-бокса, то можно получить радикально жесткий свет.

Профессиональные фотографы, которые снимают еду, нередко используют более двух источников освещения. Схемы получаются интересными, но и более сложными. Однако для хорошего старта вполне достаточно двух импульсных источников.

Во время видеоинтервью я продемонстрировал, как снимать торт в темной тональности. Предварительно мы пошли в обычный московский супермаркет и приобрели шоколадный торт темно-коричневого цвета, достаточно красивый по цвету и фактуре. В дополнение к нему подобрали темными все остальные аксессуары: тарелку, игрушечный комод, фон. Сверху на торт положили цветные и яркие ягоды малины и смородины. Они создают контраст, и в результате темное в кадре выглядит еще лучше и интереснее. Вообще считается, что подобные фуд-фотографии в темной тональности создаются ощущение дороговизны, элитарности.

Наш торт — коричневого цвета, а это теплая тональность. Значит, фон и окружающее пространство должно быть скорее холодным по цвету. Поэтому мы взяли интенсивно темно-синий деревянный домик и чашку. Фон получился легкого зеленого оттенка.

Снимать я решил с нижней точки, чтобы показать не только круглую форму торта, но и его высоту. На переднем плане расположены чайные ложки и ягоды. Они не совсем в резкости и в результате создают контекст и атмосферу этого кадра. Затем наш взгляд перемещается к торту. Это наш главный герой, поэтому одна из сторон в полной резкости, а вся остальная поверхность постепенно переходит в размытие и в размытый фон.

Что можно было бы сделать, чтобы улучшить изображение? Допустим, разместить на ягодах маленькие капли из воды и глицерина. Сделать это можно с помощью шприца или пульверизатора. Либо посыпать торт порошком какао, что мы, собственно, и сделали.

Sony Alpha 7R IV, Sony FE 90mm F2.8 Macro G OSS, 1/160 c, f/3.5, ISO 100

Направление освещения

Очень важно, как свет падает на объект съемки. Самый распространенный вариант — это боковое и заднебоковое направление. Что я имею в виду? Освещение идет не со стороны фотографа с камерой, а сбоку и даже немного сзади. Свет получается боковой и немного заднебоковой, а также чуть сверху. Почему так? Потому что именно боковой, заднебоковой и верхнебоковой свет обеспечивают самую объемной картинку, которая позволяет создать ощущение объема, фактуры, глубины пространства. Фотография — это изображение на плоскости - бумаги, монитора, дисплея смартфона. И эту плоскость нам нужно сделать объемной с помощью светотеневого рисунка.

В студии Sony Сергей Гаврилов рассказывает о секретах food-съемки, дает советы, как сделать «вкусные» фотоработы

Заключение

Фуд-фотография в последнее время переживает подъем. В эту область постоянно приходит много новичков. Надеюсь, мой опыт позволит им быстро достигнуть нужного результата. Однако следует помнить, что зрители ценят именно авторский стиль, который нужно будет вырабатывать самостоятельно.

 

Alpha-советы

1. Используйте полнокадровую камеру со сменной оптикой и макрообъективом.

2. В качестве источников освещения используйте два импульсных прибора.

3. Во время фотосъемки выводите изображения на монитор компьютера, чтобы было легче оценивать результат.

4. Дополняйте ваш сюжет дополнительными элементами, которые помогут создать красивый образ.

5. Следите, чтобы у вас были грамотные цветовые сочетания в кадре, основанные на принципе: теплый-холодный.

Март, 2022

поделиться