или Как фотографу защищать авторские права
Ситуация в области авторского права среди отечественных фотографов сложилась весьма специфическая. Сыграло роль и наследие 1990-х годов, породившее правовой беспредел, и цифровые технологии, которые создали новую реальность. Многие смирились с воровством фотографий. Вернее были вынуждены смириться под влиянием обстоятельств. Все признают, что происходит хищение фотографий, но мало кто принимает активные действия. Один из фотографов так и признался мне: «Много лет назад пробовал бороться, но понял, что всякое противодействие себе дороже. Потратишь больше энергии и нервов, чем добьешься результата». Со своей стороны замечу, что моя позиция некоторое время назад была практически такая же - «Бороться бесполезно». Однако ситуация меняется, и каждое активное сопротивление воровству (досудебное или судебное) делает свой пускай и микроскопический, но вклад в формирование новой правовой реальности.
С другой стороны, тема авторского права неудобная. Например, как можно говорить о соблюдении авторских прав, если у тебя на компьютере стоит нелицензионное программное обеспечение? Или если ты постоянно смотришь фильмы, скачанные с торрентов? Наверное, лучше промолчать. В результате ситуация воспринимается как нормальная: у тебя воруют, и ты сам воруешь. Правда, я знаю многих фотографов, которые уже много лет назад принципиально перешли на лицензионное программное обеспечение (при доступных пиратских копиях). Они посчитали, что, будучи профессионалами на фоторынке, не должны нарушать авторское право.
Каждое активное сопротивление воровству делает вклад в формирование новой правовой реальности
В этом материале я решил разобраться в проблеме на уровне профессиональных фотографов Sony Alpha. Какая у них позиция на текущий момент? Соответственно, полученные данные и выводы каждый может экстраполировать на (отечественную) ситуацию в фотографии в целом, добавив свои персональные суждения. Безусловно, восемь респондентов не являются репрезентативной выборкой, однако я не ставил перед собой цели отработать статистику, скорее выполнил журналистское расследование.
Защиту авторского права нужно начинать с посещения нотариуса. В присутствии фотографа он производит нотариальное заверение доказательства нелегального использования фотографии
Фиксация эпизодов
Похищенные работы фотографы обнаруживают примерно раз в полгода. Площадками оказываются интернет-сайты, журналы, печатная реклама (путеводитель, открытки), наружная реклама. При этом почти никто из фотографов не ищет специально в интернете свои похищенные фотографии. Влад Шутов сообщил, что подобные действия стало удобно делать, когда появился специальный сервис для поиска изображений в интернете (2009). А вот Леонид Круглов обнаруживает свои фильмы по пиратским ссылкам почти каждую неделю. Сергей Гаврилов рассказал о документальном фильме, который демонстрировался только (!) на фестивалях, а спустя время его обнаружили на... хостинге, который дает возможность смотреть кино за деньги. Причем концы этой истории находятся отнюдь не в России.
Эмоции и разум
Что касается эмоциональной реакции на новость о похищенной фотографии, то она, как мне показалось, в целом спокойная. Главное, что не апатичная. Видимо, срабатывают уже профессиональные навыки - какой смысл расстраиваться, лучше двигаться дальше. Безусловно, первая реакция это всегда возмущение, затем она переходит в спокойствие, после чего у многих появляется трезвый расчет, что надо бороться за свои права. Больше всего возмущает, если фотография используется в коммерческом проекте. Если в частных интересах, то с этим, в принципе, можно смириться.
Похищенные фотографии удобно искать с помощью сервиса для поиска изображений
План действий и опыт борьбы
Среди восьми опрошенных фотографов только двое имеют в голове четкий алгоритм действий в случае, если обнаруживается похищенная фотографий. И только один располагает под рукой контактами юриста. Практически все используют «старый дедовский метод» — звонят или пишут по электронной почте «нарушителю авторского права» с просьбой убрать фотографию или указать авторство. Иногда срабатывает. Иногда фотографы сталкиваются с очень некорректной реакций, после чего и возникает апатичное настроение и, как следствие, неверие в силу закона. Типичная реакция на том конце - «включают дурака». В то же время я услышал об успешном опыте досудебного решения конфликта. Были конкретные выплаты: Сергей Гаврилов, Сергей Семенов, Алексей Арютов.
Как защищают свои работы?
В EXIF-данных к работе все фотографы Sony Alpha указывают имя, web-сайт, адрес электронной почты, город и страну. Некоторые используют водяные знаки. Стараются особо не распространять хайрезы. В проекте AirPano (директор - Сергей Семенов) применяют сложную программную защиту (кодирование) в панорамах 360 градусов, которая препятствует скачиванию изображений на копьютер пользователя. Взломать ее очень сложно. Кроме того, на всех панорамах размещаются мелкие водяные знаки. На визуальное впечатление они не влияют, а необходимую защиту обеспечивают. Для Сергея Шакуто хорошей гарантией является «работа с порядочными клиентами». Он шутит: «Душевному спокойствию сильно помогает безразличие к тому, что происходит с фотографией, если за нее уже заплатили клиенты».
Надежная защита фотографий - работа с порядочными клиентами
С чистой совестью
Никто из опрошенных фотографов Sony Alpha со своей стороны не нарушал авторские права. А ведь это тоже важно. Ни у кого не было конфликтов с работодателями. И только один собеседник вспомнил, как много лет назад снял фильм, а заказчик посчитал, что все права принадлежат ему (заказчику). Любопытно, что фильм и сейчас можно обнаружить в сети. Сергей Семенов рассказал об опыте общения с государственными структурами. Некоторое время назад у проекта AirPano работы получило одно ведомство, а стало использовать другое. Сергей Семенов вступил в переписку с чиновниками, но адекватного ответа до сих пор не получил.
Фотографий становится в мире катастрофически много, они обесцениваются, и в результате авторство размывается, возникает некоторое безразличие к авторским правам. На снимке: карта Германии, как часть проекта LomoWorldMap. Гигантское изображение было размещено в 2012 году во время проведения выставки Photokina на площади между Кельнским собором и центральным железнодорожным вокзалом города.
Заключение
Пиратский контент существует и будет существовать. Развитие цифровых технологий только усугубляет ситуацию. Фотографий (в массе) становится катастрофически много, они обесцениваются, и в результате авторство размывается, возникает некоторое безразличие к авторским правам. Это общемировая тенденция, а не только отечественная. В то же время имеется обратный тренд.
Именно благодаря увеличению количества фотографий (общей массы), воровство стало уменьшаться. В тех же стоковых агентствах за небольшую сумму можно приобрести фотографию практически по любой тематике. В то же время нарушение авторского права фотограф может эффективно использовать для собственной выгоды — продвижения своего имени. Поэтому солидным компаниям дешевле приобрести изображение, чем посредством судебного расследования работать на имя неизвестного (или известного) фотографа.
Безусловно, многое в области авторского права зависит от уровня жизни, от доходов населения. Подавляющее большинство инсталляций нелегального программного обеспечения происходит не потому, что пользователь компьютера страдает клептоманией, а поскольку нет финансовой возможности приобрести лицензию. И каждая такая инсталляция это маленькая деформация сознания. Что сделать, чтобы изменить ситуацию?
Важна не тяжесть наказание, а неотвратимость его применения
Фотографы не президенты и не министры. Они не могут увеличить благосостояние населения стран мира. Они не школьные учители, чтобы прививать уважительное отношение к авторским правам в школе. Они работают в определенных реалиях и должны бороться за свои права на конкретном участке. Механизмы простые и эффективные. Подробно о них рассказывает юрист Федор Кравченко в этом материале.
От себя лично могу сказать, что не так все безнадежно, как кажется. Мы не можем изменить ситуацию сразу и кардинально. Но мы в состоянии довольно серьезно повлиять на нее. И каждая победа, пускай даже и маленькая, сможет предотвратить более серьезное нарушение авторского права. Как говорится, важна не тяжесть наказание, а неотвратимость его применения.
Благодарю фотографов Sony Alpha, которые принимали участие в подготовке материала: Алексей Арютов, Юрий Афанасьев, Сергей Гаврилов, Леонид Круглов, Сергей Семенов, Сергей Шакуто, Влад Шутов