Часть 2. Расцвет и закат зеркального видоискателя
Продолжение материала. Начало (часть 1) читайте здесь.
Фокусировочный экран
Тонкое и точное изделие, может состоять из 3–7 тонких стеклянных линз. Предназначен для съёмки в условиях различного освещения, для работы с различными объективами и устройствами (микроскопом или телескопом, например). Может иметь различные поверхности, матирование разной зернистости и нанесённые дополнительные оптические устройства: сетки, микропризмы. Самое, на мой взгляд, полезное – фодисные светоделящие клинья для точной ручной наводки на резкость. Естественно, в серьёзных камерах экраны быстро, лет за десять, стали достаточно тонкими (использование френелевых линз) и сменными.
Наиболее продвинутые компании-производители добавили в сменный экран призматические слои, переотражающие часть света вбок. Так была организована система замера (интегрального/центрально-взвешенного или точечного) у некоторых профессиональных фотокамер.
Однако история показала нам именно на примере фокусировочных экранов, что в гонке за прогрессом переусложнивший - не выигрывает. У одного из аппаратов, боровшихся за профессиональный олимп, было 32 фокусировочных экрана под разные виды замера, для разных групп объективов и под различные задачи!
Пентапризма обросла дополнениями – часть зеркальных поверхностей стала полупрозрачной и туда стали проецировать изображения дополнительные индикаторы (шкала выдержки или переотражение положения диафрагмы на объективе). На прозрачные поверхности призмы нацелились микро-объективы измерительных систем. Перед глазом фотографа появился оптический модуль окуляра для комфортного, с диоптрийной подстройкой, наблюдения изображения. К слову, серьёзные компании-производители по сей день бьются за увеличение диаметра линз видоискателя, через которые смотрит в камеру фотограф.
Сменный видоискатель
Перед снимающим может стоять огромное количество задач. Иногда в камеру нужно смотреть сбоку, иногда сверху. Бывает, на ярком свету. Случается, в условиях высокой запылённости. А в области научной фотографии к камере вообще не подберёшься. Поэтому вскоре видоискатель в зеркальных камерах стал сменным.
Нужно – ставим складную шахту и наблюдаем сверху изображение непосредственно на фокусировочном экране целиком или увеличенный центральный участок - с помощью откидной линзой. Правда, пыль садится на экран с большим удовольствием, а удаляется с трудом...
Для работы в студии с оптическими приборами и на свету используется видоискатель-лупа. Принцип тот же, что и у шахты, но встроена мощная оптическая увеличительная система с коррекцией «под глаза». Плюс великолепная пылезащита экрана.
Можем поставить относительно простую пентапризму – с малым диаметром выходного зрачка и без дополнительных устройств.
Для более комфортной работы нужны пентапризмы с окуляром большого диаметра, вплоть до спортивных видоискателей, в которые можно смотреть двумя глазами и с расстояния в 10-12 см, а не вплотную. Само изображение выводится размером целых 24х36 мм. А сверху призмы – «башмак» с синхроконтактами для установки накамерной вспышки.
Наиболее хитрые – пентапризмы с дополнительным зеркальным модулем, выводящим световой поток или в горизонтальной, или в вертикальной плоскости.
Самые прогрессивные – призмы с замером.
Очень долго сама камера оставалась механической, и вся электроника размещалась в корпусе пентапризмы. Естественно, вес, смещённый центр тяжести... Да ещё проблемы с несовершенными батарейками. Только когда в фотоаппарате появился электронно-управляемый затвор (следовательно, и батарейка в корпусе камеры), система замера переместилась в аппарат, и видоискатель сосредоточился на задаче проецирования данных из корпуса камеры в поле наблюдения фотографа.
Пентазеркало
Упомяну, что компании-производители в погоне за массовым потребителем удешевляли камеру, объединяя, совершенствуя и упрощая её элементы. И не всегда честно... Так появилось пентазеркало. Идея заключалась в замене пентапризмы всего лишь одной (!) зеркальной поверхностью, проецировавшей в видоискатель изображение не самого высокого качества и достаточно тёмное.
При ударе, воздействии вибрации или разнице температур это зеркальце в некоторых камерах отклеивалось и сдвигалось – требовался визит в сервис. А разборке и ремонту подлежат только те камеры, которые на это рассчитаны и для которых ремонт экономически обоснован. Иными словами, может быть клей программируемым индикатором необходимости покупки следующей камеры?
Другим подобным упрощением стал фокусировочный экран с электрохромным покрытием. Теперь информационные символы выводятся и прямо в поле кадра, и на плоскости вокруг изображения – непосредственно с этого экрана.
Дополнительные информационные устройства вокруг пентапризмы можно убрать и неплохо сэкономить, но... фокусировочный экран стал несменным, заменяемым исключительно в сервисе, а его поверхность, благодаря нанесённому экрану, стала зернистой. Причем настолько, что сфокусироваться в нужную точку вручную оказалось невозможно. Особенно проблематично это при работе со светосильной оптикой на открытой диафрагме. Зернистость крупнее тех деталей, на которые фотограф фокусируется. Осталось пользоваться исключительно автофокусом.
В погоне за массовым потребителем компании-производители удешевляли камеру. Так появилось пентазеркало. Пентапризму заменили всего одной зеркальной поверхностью, проецировавшей в видоискатель изображение.
Полузеркало
В 1958 году компания Canon создала камеру Pellix с неподвижным полупрозрачным зеркалом. Вибраций нет, наблюдение изображения – постоянное. Только темно в видоискателе, поскольку полузеркало отражало только половину светопотока. С тех пор моделей с неподвижным полузеркалом было выпущено весьма немного, наиболее известные - спортивные высокоскоростные плёночные аппараты со скоростями до 14 кадров/с.
С темнотой видоискателя активно боролись, и к 1995 году камера Canon EOS 1n RS гасила уже только четверть объёма света. Для профессиональной репортёрской камеры со светосильной оптикой это не было проблемой. Полузеркала, тем не менее, активно применялись. И прыгающее зеркало с полупропускающими зонами замера, и подзеркальник стали изготавливаться плёночными. Они обеспечили уменьшение веса зеркального узла втрое! На большинстве современных зеркальных цифровых камер они именно тонкоплёночные.
Две революции от Sony
В 2005 году в производство цифрозеркалок вступила компания Sony. Еще до поглощения технологий Minolta и Konica в ассортименте Sony присутствовали зеркальные камеры, но построены они были как видеокамеры – с призменным делением светопотока, а сенсор был маленьким. В 2010 году были показаны первые камеры системы SLT - однообъективные с полупрозрачным зеркалом. Две революции сразу: неподвижное зеркало с 20-процентным отражением отправляет бОльшую часть света на сенсор, а меньшую – на... другую, служебную матрицу, с которой изображение постоянно поступает в электронный видоискатель. Привода зеркала – нет, фокусировочных экранов – нет, видоискатель работает всегда, из подвижных частей в камере – только затвор. Разрешение видоискателя поначалу было минимальным. Но саму идею оценили и видоискатель – доработали.
Беззеркальная эпоха
Уже в 2011 году выходит серьёзнейшая камера Sony SLT-A77 и очень удобная любительская SLT-A65. В 2012 – профессиональная SLT-A99 и фантастически удачная любительская SLT-A57. Вся информация в видоискателе – дубль ЖК-экрана на задней стенке камеры. Через меню можно организовать вывод разной информации в видоискатель и на экран. Помимо привычных данных в А99 пользователь получил редкую возможность активного управления положением передней и задней границ зоны резко изображаемого пространства в кадре (AF range limiter).
В своё время зеркало пришло в дальномерную камеру – настало время ему уйти. В 2010 году появилась первая беззеркальная цифровая или, скорее, цифродальномерная камера Sony серии NEX. Расстояние в 45–50 мм, где располагался узел зеркала, сжалось до 14-20 мм. Позже камеры с коротким рабочим отрезком назвали ILC (компактные со сменной оптикой), поскольку они действительно стали компактнее предшественников.
Зеркало сохранилось лишь в новейшей мАстерской камере Sony SLT-A99M2, соединившей достижения SLT- и ILC-камер. Кстати, её полузеркало отрезает лишь шестую часть – 18 процентов светопотока.
Многофункциональность матрицы
Практически все элементы фотоаппарата, кроме затвора и части системы управления, отвечающие за создание файла фотографии, оказалось сконцентрировано в матрице аппарата, а именно: именно наблюдение за сюжетом, выбор точки фокусировки и управление режимами, параметрами, балансами. Развитие этого направления стало возможным именно благодаря новейшим матрицам Sony, Fujifilm и Panasonic. Каждый пиксель (элемент изображения, элемент сенсора), помимо файловых данных, передаёт в процессор информацию о фокусировке, экспозиции и балансе белого.
Зеркало в цифровой камере оказалось больше не нужно, как и все окружавшие его подсистемы. Оно сохранилось лишь в новейшей мАстерской Sony SLT-A99M2, соединившей достижения SLT- и ILC-камер. Кстати, её полузеркало отрезает лишь шестую часть – 18 процентов светопотока.
Выигрыш оказался колоссальным – новая группа фотоаппаратов всеядна относительно оптики. Правда, и требовательна к ней. Размер новых камер меньше, но качественная оптика всё равно весома. Да и закон сохранения энергии никто не отменял.
Продолжение материала (часть 3) читайте здесь.