Тест Sony E 16-55 mm F/2.8 G
Когда летом 2019 года компания Sony выпустила среди прочих новинок объектив Sony E 16-55mm F2.8 G для камер формата APS-C, наверное, мало кто мог предположить, какой бомбический эффект он вызовет. Не секрет, что психологически многие фотографы больше настроены на полнокадровые модели. К кропнутым моделям относятся немного снисходительно. А зря.
Объектив Sony E 16-55mm F2.8 G был выпущен летом 2019 года. Он стал первым зумом Sony с фокусным расстоянием 16–55 мм (экв. f=24–82,5 мм) и постоянным диафрагменным значением f/2.8 для камер с матрицами формата APS-C.
От объектива с постоянно светосилой f/2.8 я ожидал многого, но получилось, что он превзошел мои ожидания. Казалось бы, штатный зум, но он способен покрыть большинство съемочных задач, причем с высоким качеством. Тогда спрашивается, зачем вам полный формат?..
Во-первых, фокусное расстояние экв. f=24–82,5 мм, то есть это приемлемый широкоугольник и полноценный портретник. Еще раз замечу — диафрагма f/2.8. То есть в руках оказывается светосильный портретник. Поэтому я и провел для теста портретную съемку.
Разработчики объектива создали какую-то невероятную оптическую схему. 17 элементов, среди которых 7 специальных. И это для формата APS-C. В результате удалось добиться и постоянной светосилы f/2.8 на всех фокусах, и очень компактных габаритов (обычно они характерны для недорогих бюджетных моделей). Правда, в объективе нет стабилизатора изображения, который был бы очень кстати здесь по причине универсальности зума — ведь ему приходится решать самые различные съемочные задачи. (Однако если его добавить, то увеличатся габариты и масса.) Фактически мы получили функционал G-оптики в чрезвычайно компактных габаритах. Разве такое возможно? Оказывается, да.
Оптическая конструкция объектива Sony E 16-55mm F2.8 G включает 17 элементов в 12 группах, в том числе два усовершенствованных асферических (АА) элемента, два асферических элемента и три элемента из низкодисперсного стекла. Фронтальный элемент имеет фтористое покрытие, что защищает объектив защищен от грязи и отпечатков пальцев. Также это решение облегчает процесс очистки поверхности передней линзы. Благодаря 9-лепестковой диафрагме, формируется красивое боке. Покрытие Nano AR подавляет нежелательные отражения, которые могут вызвать появление бликов и двоения изображения в условиях контрового света или просто сложных условиях освещения. В результате обеспечивается высокая контрастность и четкость. Пыле/влагозащищенное исполнение корпуса позволяет снимать в жестких погодных условиях — дождь, снег, сильный ветер. Оптического стабилизатора изображения нет. Используется внутренняя фокусировка. Объектив компактный (73х100 мм) и легкий (494 г).
Кстати, в объективе используется линейный привод XD (Extreme Dynamic), которым оснащены объективы серии G Master. Он (привод) обеспечивает фокусировку и отслеживание быстро движущихся объектов с высокой скоростью и точностью.
Таким образом, благодаря применению специальных элементов в оптической схеме, обеспечивается высокое разрешение на всей площади кадра на всех фокусных расстояниях и подавление хроматических аберраций. Изображение получается резкое, с натуральными цветами.
Таблица MTF
Частотно-контрастная характеристика (Modulation Transfer Function, MTF) измеряется по соотношению контрастности двух максимально близко расположенных друг к другу линий. Она показывает, насколько качественно объектив воспроизводит мельчайшие детали, насколько он способен передавать контраст.
Измерения MTF проведены с помощью групп мир, которые содержат радиальные и тангенциальные линии (7), представленные с частотой 10 пар лин./мм (8) и 30 пар лин./мм (9). Измерения выполнены на максимально открытой диафрагме f/2.8 - f=16 мм (илл. 3) и f=55 мм (илл. 5), а также на диафрагме f/8 (илл. 4 и 6). Вертикальная ось (1) показывает значение MTF в процентах от нуля (внизу) до 100 процентов (в максимальной точке). Горизонтальная ось (2) соответствует дистанции (в мм) от центра кадра до его края.
Во время анализа изображений я не обнаружил хроматических аберраций. На всех фокусных расстояниях разрешающая способность хорошая, по всему полю кадра. Виньетирование есть, но некритичное, и в редакторе Adobe Lightroom все прекрасно исправляется, а если сравнивать «до» и «после», то понимаешь, что об этих мелочах можно вообще не думать. То же касается и дисторсии — она минимальна. С бликозащищенностью проблем не было. Наличие циркулярной 9-лепестковой диафрагмы дает возможность получать красивый эффект боке.
Тестовая портретная съемка. Модель София. Объектив Sony E 16-55mm F2.8 G вместе с 24-мегапиксельной матрицей камеры Sony A6600 позволяет получать чистые, детализированные изображения, с естественной передачей тонов кожи. Для APS-формата это очень хороший результат. Именно поэтому я уверен, что с этой парой камера+объектив я смогу решить практически все съемочные задачи; 1/160 c, f/2.8, f=55 мм, ISO 100. Оригинал фотографии можно скачать здесь.
На корпусе расположена кастомизируемая кнопка — меня это порадовало. По умолчанию на нее настроена блокировка фокуса, однако фотограф может вынести и другие функции из меню камеры, например, автофокус по левому/правому глазу. К слову, автофокус по глазам работает уже при полунажатии спусковой кнопки, а вот выбор правого или левого глаза — его нужно выносить на отдельный орган управления.
Также понравилось, что на корпусе есть переключатель режимов фокусировки (авто/ручной). Он позволяет оперативно выбирать нужный режим.
Объектив реализован в пыле/влагозащищенном исполнении. Так, в районе байонетного крепления имеется обрезиненное кольцо, которое защищает матрицу от пыли.
Заключение
Следует сразу отметить, что объектив Sony E 16-55mm F2.8 G - современный. Что это означает? В нем реализованы современные технологии, которые обеспечивают высокое качество и производительность. Идеальная пара для него — камера Sony A6600. Безусловно, он будет отлично работать и с другими моделями, однако только с A6600 смогут максимально раскрыться все его возможности. Компактный, легкий, светосильный, он способен стать основным оптическим инструментом фотографа в большинстве съемочных ситуаций.
Плюсы: компактные габариты, небольшая масса, высокое разрешение на всех фокусных расстояниях по всему полю кадра, кастомизируемая кнопка на корпусе, переключатель AF/MF на корпусе, пыле/влагозащищенное исполнение корпуса
Минусы: нет стабилизатора изображения
Узнать больше про объектив Sony E 16-55mm F2.8 G: https://www.sony.ru/electronics/obiektivy/sel1655g
Ознакомиться с тестом камеры Sony A6600, который провел Виктор Брусков, можно здесь.
Виктор Брусков тестирует камеру Sony A6600 и объектив Sony E 16-55mm F2.8 G
Спецификации
Байонет Sony E-mount
Формат APS-C
Фокусное расстояние 16-55 мм (экв. f=24-82,5 мм для формата APS-C)
Оптическая схема 17 элементов в 12 группах, включая два усовершенствованных асферических (АА), два асферических и три элемента из низкодисперсного стекла
Угол поля зрения 83°–29° (для формата APS-C)
Макс. увеличение 0,2x
Макс. диафрагма f/2.8
Мин. диафрагма f/22
Диафрагма 9-лепестковая, круговая
Мин. дистанция фокусировки 33 см
Пыле/влагозащищенный корпус
Диаметр под фильтр 67 мм
Габариты 73х100 мм
Масса 494 г
В комплект входит бленда круглой формы ALC-SH161
Январь 2020 года