Некоторые начинающие фотографы полагают, что состоявшиеся профессионалы обладают секретным рецептом успеха, который они составляли в течение многих лет. Поэтому приходя на лекцию или мастер-класс, они (начинающие) ждут, когда спикер, наконец-то, откроет эту тайну по своей воле или случайно проговорится.
Конечно, такого секрета нет, и у каждого новичка есть все шансы достигнуть уровня профессионала с мировым именем. И подобные прецеденты я наблюдаю уже на протяжении многих лет. Буквально из ниоткуда появляется фотограф, который становится знаменитым. Так в чем же секрет успеха?
Каждый раз, когда я беру интервью у профессионального фотографа или видеографа, задаю несколько стандартных вопросов. Один из которых звучит так: «Какие советы вы можете дать начинающим?». На этот вопрос я получил ответ от каждого из 30-ти профессионалов Sony Alpha и 2-х профессионалов Sony RX (на конец 2019 года). Попробую обобщить их ответы и определить тот универсальный рецепт успеха, который так все стремятся получить.
Оригинальность
Не важно, как автор снимает, плохо или хорошо, важно, чтобы это было не так, как у всех. Оригинальность - главнейший аспект успеха. Конечно, я не призываю снимать абы как. Но выразительная работа, в которой отчетливо виден авторский почерк, не требует даже подписи. Особенно это проявляется во время отбора конкурсных работ. В моей практике было много ситуаций, когда во время судейства все члены жюри безошибочно называли автора работы, хотя его (автора) имя было скрыто. Виктор Брусков: «Необходимо найти свой стиль». Юрий Афанасьев: «Важно оригинальное мышление, нестандартные подходы и решения». Петр Ловыгин: «Снимать не то, что снимают все вокруг». Александр Доринов: «Человек должен быть интересным сам по себе и обладать хотя бы одной оригинальной некоммерческой идеей». Леонид Смит: «Делайте проекты, которые вам нравятся».
Юрий Афанасьев: «Важно оригинальное мышление, нестандартные подходы и решения»
Творчество
Как же обнаружить, разбудить и проявить свою оригинальность? Начинающие оказываются в окружении шаблонных решений, чужих мнений, наконец, классических примеров, на которые их призывают ориентироваться. Однако классика не исключает проявление оригинальности, но, наоборот, приветствует. Например, Антон Вельт советует «учиться у практикующих профессионалов и не следовать слепо тенденциям». Иными словами, изучить наследие и внести свою лепту.
Чтобы пробудить оригинальность, надо творить. Ведь именно искреннее творчество, которое идет от души фотографа, без какой-либо фальши, и является той уникальной формулой успеха. Светлана Баранова: «Рекомендую прислушиваться к своему подсознанию и много фотографировать». Леонид Круглов: «Слушать внутренний голос и настраиваться на долгий путь к успеху». Эрнест Эм: «Изобретайте велосипед снова и снова!».
Вообще по мнению Антона Уницына, основной целью начинающих фотографов должно быть именно творчество, а не слава или материальных показатели: «Приходить в фотографию ради творчества».
Антон Уницын: «Приходить в фотографию ради творчества»
Однако надо заметить, что творческую свободу многие начинающие воспринимают как вседозволенность, что является ошибочной позицией. Оригинальность необходимо выстраивать на приличном бэкграунде. Иными словами, собственно образование, получение информацией, накопленной предыдущими поколениями, никто не отменял. Творчество фотографа может существовать только в определенном культурном контексте. Если автор все отрицает, признает только себя и призывает окружающих воспринимать его, то ему суждено творческое забвение.
Как люди, живущие в социуме, должны принимать условия общежития, так и творчество невозможно создать отдельно от определенного культурного контекста.
В любом случае первична именно творческая составляющая. «Погружайтесь в тему, не думая особо над тем, как выразить идею визуально, - советует Георгий Майер. - Нужно экспериментировать, а не думать о технике исполнения».
При этом не стоит особо ждать, когда завершится процесс поиска оригинальности, формирование стиля и уверенные работы. «Главное не стесняться, - полагает Дмитрий Куликов, - и начать делиться своим творчеством».
Георгий Майер: «Погружайтесь в тему, не думая особо над тем, как выразить идею визуально. Нужно экспериментировать, а не думать о технике исполнения»
Подражание
Каждая творческая личность в любой области, будь то фотография, живопись, скульптура, архитектура и проч., проходит стадию подражания великим мастерам. Это нормальный процесс становления. Даже скажу, что на определённом этапе жанр подражания крайне необходим. Только так можно прочувствовать стилистику великих мастеров и потом на основе этого понимания раскрыть свою оригинальность. Дмитрий Исхаков: «Не бойтесь копировать работы известных мастеров». Магомед Шапиев: «Изучайте чужие работы, но избегайте негатива».
Упорство
Также важно понимать, что успех не свалится с неба однажды утром. Как это ни звучит банально, но для достижения результата нужно много работать. Безусловно, сколько это «много», каждый определяет для себя сам. Для одних — это взять камеру в руки на 10 минут утром и вечером, для других - снимать, пока не упадешь без сил. Конечно, это крайности, но в любом случае начинающим следует настраиваться на долгую работу. Никита Хнюнин: «Снимайте каждый день». Сергей Гаврилов: «Фотограф должен спать с камерой под подушкой». Виктория Куприна: «Забудьте про ''не хочу''».
Сергей Гаврилов: «Фотограф должен спать с камерой под подушкой»
Последнее усилие
Важно сказать начинающим про последний шаг, который будет отделять их от успеха. Очень часто людям не хватает упорства, чтобы преодолеть этот последний этап. Причем это касается не только творчества в фотографии и видеографии. Человек идет к своей цели, полностью выкладывается, считает, что он достиг максимума и на большее не способен. И... останавливается в одном шаге от своей цели. Ему надо совершить последнее усилие, которое приведет к успеху, но он отчаялся и не может его сделать. Важно не терять веру в себя, помнить об этом последнем этапе и находить силы, чтобы удержаться на выбранном пути до последнего.
Никита Хнюнин: «Снимайте каждый день»
Критика
Отдельно следует сказать про критику. Как известно, критику никто не любит. Ни профессионалы, ни продвинутые любители, ни тем более начинающие. Причина довольно банальна. Ведь если автор в своем творческом порыве раскрыл свою душу, то никто не имеет права критиковать его творчество, ведь, по сути, это означает критику его личности. А это никому не понравится. Все хотят слушать только хвалебные речи.
Здесь важно разделять сущность человека и его творчество. Это как вдохновение и рукопись: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Соответственно, начинающим нужно учиться спокойно выслушивать критику своих произведений и пытаться отделять объективные замечания от негативных предвзятых откликов. В любом случае, если есть комментарии, как положительные, так и отрицательные, значит, есть что обсуждать, а это уже результат. Павел Ждан: «Учитесь выслушивать критику». Илья Сигачев: «Адекватно воспринимайте критику, если три тысячи человек говорит вам нет, а один — да, и ты с ним согласен, это нормально».
И очень важно сохранить умение выслушивать критику, когда будет достигнут профессиональный уровень. «Когда достигните результатов, - предостерегает Денис Клеро, - постарайтесь избежать звездной болезни. И тем более если еще ничего не достигли!».
Павел Ждан: «Учитесь выслушивать критику»
О правильности выбора
В определенный момент начинающий должен спросить себя, а насколько серьезно он увлекается фотографией/видеографией. Может быть, живопись, скульптура, музыка ему ближе? В конце концов, есть масса творческих специальностей, которые помогут ему реализоваться. Причем чем раньше он получит для себя ответ, тем меньше разочарований встретит в будущем.
Даниил Конторович: «Задайте себе вопрос: зачем вам нужна фотография?». Сергей Семенов: «Для начала решите, что вам нужно: серьезный карьерный рост в фотографии или качественная съемка в семейный фотоальбом». Елена Шумилова: «В самом начале нужно определить цели и результат, который хочешь получить». Виктор Тяхт: «Просто нутром почувствуйте – ваше это дело или нет».
Даниил Конторович: «Задайте себе вопрос: зачем вам нужна фотография?»
Заключение
Наконец, Татьяна Малышева советует «Задумайтесь, чем будете заниматься через 10 лет». Это совет не только для новичков, но также для состоявшихся профессионалов. Всегда надо заранее думать о будущем, строить планы, отслеживать тенденции, управлять своей судьбой. Ведь 10 лет пролетают быстро. Кстати, рекомендуется не просто фантазировать, но буквально составить список целей и желаний. Например, хочу через 10 лет провести персональную выставку, хочу, чтобы мои работы продавались в международных галереях, хочу занять в таком-то конкурсе призовое место. И самое удивительное то, что эти написанные пожелания сбываются. Только нужно очень сильно хотеть.
Татьяна Малышева советует «Задумайтесь, чем будете заниматься через 10 лет»
Alpha-советы:
1. Начинающим нужно понять, насколько серьезно для них увлечение фотографией/видеографией.
2. Не бояться подражать известным мастерам.
3. Разбудить в себе творческое начало.
4. Проявлять оригинальность.
5. Проявлять упорство.
6. Много работать.
7. Учиться выслушивать критику.
Декабрь 2019