Статьи
Sony в соцсетях
1

Почему для экспонометра все кошки серы?

Сергей Гаврилов

Несмотря на улучшения автоматики и совершенствование искусственного интеллекта, фотографу не стоит забывать об основах техники фотографии. Причина проста. Если он хочет самостоятельно решать, каким будет изображение, то ему, как минимум, необходимо понимать, по каким алгоритмам функционирует фотокамера.

При необходимости такое понимание даст возможность работать с изображением осознанно, менять его характер так, как желает автор. И в самом начале нужно понять главный принцип экспонометрии: любой экспонометр откалиброван по среднему серому тону. Что это значит?

Стоит провести небольшой эксперимент. Сфотографируйте в монохромном (черно-белом) стиле изображения  равномерно освещенные белую, серую и черную матовые поверхности так, чтобы каждая из низ занимала 100 процентов площади кадра и была вне фокуса - размытая, нерезкая, без фактуры, теней, пятен и проч. Для этого выполните несколько простых настроек.

Перейдите из автофокусного режима в ручной. Обычно выключатель AF/MF располагается сбоку на объективе. Установите кольцо фокусировки на объективе на бесконечность, чтобы близко расположенные объекты оказались вне фокуса. Это необходимо, чтобы система автофокуса не мучилась с плоской неконтрастной поверхностью, и была возможность сразу сделать кадр с равномерной плоскостью поверхности без фактуры.

В меню найдите установки «стиля изображения» (другие названия - «творческий стиль», «эффект изображения») и выставьте режим «черно-белое»/«монохром». В этом опыте нам интересен не цвет, а только светлота, тон. Экспонометры работают по яркости (светлоте) и в классических режимах не реагируют на цвет в кадре.

Раздел меню камеры Sony A7R III. Бывает вариант названия «Монохромный» для съемки в черно-белом режиме.

Найдите белые, черные и серые по тону поверхности и снимите их так, чтобы они занимали все 100 процентов площади кадра в одном из обычных экспорежимов, например, в приоритете диафрагмы.

Фон, практически белый в реальности, на снимке и по гистограмме отображается как средне-серый. Также средне-серым отображается белый и черный фон. Гистограммы выглядят абсолютно одинаково - пик в области серого тона.

В чем причина того, что белая, черная и серая поверхности выглядят на фотографиях одинаково - серыми? Экспонометры калибруются так, чтобы правильно отображать именно средние по тону и коэффициенту отражения объекты. Серый фон получается серым - с ним все хорошо. Черный и белый отличаются по своим коэффициентам отражения от среднего тона, по которым калибруются все экспонометры.

Но экспонометры не обладают способностью понимать, какие объекты, точнее каким коэффициентом отражения обладают их поверхности. В результате даже при одной и той же освещенности черное, белое и серое будут давать разную яркость, на которую и будет реагировать экспонометр фотокамеры, подбирая разную экспозицию (сочетание выдержки и диафрагмы), что в результате даст во всех случаях серую картинку. Для экспонометра «все кошки серы»!..

В виде средне-серого отображается белый (вверху) и черный (внизу) фон. Гистограммы выглядят абсолютно одинаково - пик в области серого тона.

К счастью, в обычной жизни полностью белые или черные объекты на таких же по тону фонах встречаются не так часто. Поэтому автоматика работает вполне корректно. Но если вам предстоит снимать невесту в белом платье на фоне белого снега, то точно стоит задуматься, как предотвратить превращение яркого и позитивного сюжета в тускло-серый по тону.

Для этого на камере существует функция «коррекции экспозиции», которая дает возможность сохранить реальную тональность объектов. Если объект съемки в основном светлый, яркий, белый и обладает коэффициентом отражения явно выше среднего (невеста в белом платье на белом фоне, снежный пейзаж и тому подобные объекты), то поверните диск коррекции экспозиции в плюс. В результате изображение белой поверхности будет и на фотографии тоже белой.

Если же перед объективом черный кот, сидящий на фоне темной стены дома, диск коррекции экспозиции нужно повернуть в минус.

Коррекция +1 1/3 экспозиционной ступени (см. илл. в верхнем ряду). Обратите внимание на гистограмму - пик сдвинулся в правую сторону. Коррекция подобрана верно: белое стало белым, но не пересвеченным. Пик не соприкасается с правым краем графика — это означает, что белое остается с фактурой и без переэкспозиции. Коррекция в -2 экспоступени для черной поверхности даст черное черным на фотографии (см. илл. в нижнем ряду). Гистограмма сдвинулась в левую сторону — это означает, что в кадре черное стало черным. Но о на почти не соприкасается с краем, что гарантирует сохранение деталей в темных областях кадра.

Очень удобны для тональной визуализации в режиме реального времени современные беззеркалки. Такие камеры показывают, как будет выглядеть фотография, в том числе и тонально, еще до спуска затвора. В результате фотограф может легко корректировать экспозицию просто и наглядно, пользуясь живой гистограммой, если у него возникают сомнения в правильности экспозиции.

Белое платье и светлая стена на фоне потребовали корректировки экспозиции приблизительно на 1 и 2/3 ступени в плюс. Камера Sony A7R II и объектив Sony Carl Zeiss Distagon T* FE 35 мм F1.4 ZA

Понимание специфики работы экспонометра (то, что он замеряет, превращает в средний тон), поможет вам творчески подходить к тональной организации кадра, предотвращать технические проблемы тоновоспроизведения и в меньшей степени ориентироваться на постобработку, сразу получая необходимый результат уже в камере.

Темный фон, занимающий большую часть кадра, требует корректировки в минус. Другим вариантом может быть замер точкой по тону платья. В таком случае платье будет передано как средне-серое, а фон станет совсем черным, возможно без фактуры. Камера Sony A7R II и объектив Sony Carl Zeiss Distagon T* FE 35 мм F1.4 ZA

 

Alpha-советы:

1. Проведите самостоятельно эксперимент, описанный в этой статье. Сфотографируйте в монохромном (черно-белом) стиле изображения белую, серую и черную матовые поверхности. Проанализируйте полученные результаты. Сравните с теми, которые были получены автором материала.

2. Найдите сложные сюжеты — «белое на белом» и «черное на черном». Сделайте фотографии в различных режимах, в том числе и ручном с применением приемов, изложенных в этом материале.

 

Декабрь, 2019

поделиться