Колонка эксперта
Самым захватывающим фактором в общении с новейшими цифровыми фотокамерами Sony оказывается настройка экранного меню. Однако практика показывает, что 80 процентов пользователей за первые 6 месяцев работы с камерой этого не делают. Таким образом, по многочисленным просьбам фотографов, мы решили показать, как организовано меню в моих камерах.
В данном обзоре мы рассматриваем модель Sony RX10mIV - один из самых совершенных универсальных современных цифровых аппаратов. Это реинкарнация очень давней идеи «всё-в-одном», которая обычно предлагается для любительского использования. Ещё в 1989 году в камере Sony ProMavica MVC-5000 были реализованы основы большинства решений, которыми мы сегодня в подобных аппаратах пользуемся.
История вопроса
Универсальные устройства, как правило, не надёжны в достаточной для профессионального использования степени. Однако появление цифровых фотокамер, снимающих видео, и оснащение их новейшими вариантами «дюймовых» сенсоров многое изменило. Сенсор с 16-мм диагональю неплох как для видео-, так и для фотозадач, а его малый размер позволяет построить достаточно компактным объектив с серьёзными параметрами, от которых профессионалов «завидки берут».
Серия камер Sony RX-10 с самой первой модели удивила фотосообщество зум-объективом f=24-200 (в пересчёте на малоформатные величины) с постоянной светосилой F:2,8. Его разработала компания Carl Zeiss и назвала Vario-Sonnar T*. Для видеографов постоянная светосила зума - очень важный параметр, и для них лучшей остаётся модель RX10mII (экв. f=24-200/2.8).
Добавление высококачественного стереомикрофона Sony ECM-XYST1M не просто приближает модели серии RX-10 к возможностям видеокамер, но позволяет им чувствовать себя наравне с промоделями. Он устанавливается в мультиинтерфейсный 22-контактный «горячий башмак» Sony; к нему же могут крепиться современные вспышки Sony HVL и беспроводной передатчик-коммандер Sony FA-WRC1M. А это уже мощная многозадачная фотокамера.
Последняя модель Sony RX-10 IV
Современный вариант – камера Sony RX-10 IV. Она оснащена новейшим сенсором BSI CMOS с гибридной фокусировкой и объективом Zeiss Vario-Sonnar T* с расчётными фокусными расстояниями 24-600/2.4-4; Объектив много сложнее, и точно описывается скорее комбинацией: 24/2,4 – 25-27/2,5 – 28-34/2,8 – 35-52/3,2 – 52-103/3,5 — 104-600/4. При этом камера весит один килограмм и не превышает размеров средней зеркалки с её китовым зумом.
Она может работать в достаточно сложных погодных условиях и отвечает жёстким профессиональным требованиям. Уникальной особенностью является сенсорное управление выбором точки фокусировки при активной репортажной съёмке, фокусировка на зрачок при портретной съёмке, эффективное отслеживание захваченного объекта благодаря системе 4D-Focus. Питание камеры и подзарядка аккумулятора доступны и в пути, и в процессе съёмки, благодаря microUSB-подключению к носимым аккумуляторам PowerBank. Особенно мне понравились варианты с быстрой зарядкой Qualcomm QC3.0, реальный выигрыш во времени - в два раза. Но камеру необходимо правильно настроить.
Меню камеры Sony RX10mIV
Итак, в меню видим: «Камера 1 – фото», 14 страниц; «Камера 2 – видео», 10 страниц; «Сеть» – 2 страницы; «Воспроизведение», 3 страницы; «Настройка/Чемодан», 6 страниц; «Звёздочка» - настройка «Моего меню». Вот с последнего и начнём.
«Звездочка»
Я рекомендую сразу вынести сюда следующий функционал. «Польз. Клав. (Съём.)» – настройка раскладки функциональных пользовательских клавиш; «Настр. Меню функ.» – настройка экранного меню, вызываемого нажимом кнопки Fn; «Творческ. Стиль/Эффект рисунка/Профиль изображ.» – в следующих трёх строках; «Отображ. Live View» – оперативное управление переключением важнейшего режима видоискателя; «Тип затвора» – перенесётся на второй экран, но функция может быть полезна, поскольку даёт прямое управление бесшумным режимом.
«Камера 1»
На экранах 1-4 настройки стандартные и несложные.
«AF1 1-5/14» - очень рекомендую на второй строке «Перекл.В/Г о.AF» соединить активацию точки замера с областью автофокуса в вертикальной и горизонтальной ориентациях съёмки: «Точка AF + Обл. AF».
«AF2 1-6/14» – на третьей строке расположена функция отключения рамки захвата области фокусировки, чтобы не мешала при длительном слежении, но при репортаже без неё бывает сложно. «Авт.очистка обл.AF» - пользователь должен сам решить, какой вариант ему нужен для каждой конкретной ситуации.
На четвёртой строке «Отобр.зону непр.AF» находится включение/выключение граничной рамки зоны фазового фокуса, она показывает, где будет быстро отслеживаться объект, но не всем нужна и многим мешает.
А вот «Отобр.фаз. детект.AF» на пятой строке производится мигающими символами фокусировочных точек, и их отключение нецелесообразно.
На экране «Экспозиция 1 1-7/14» очень рекомендую в нижней строке «Тчк экспонометра» связать точку замера с точкой фокусировки, это очень важно.
На экране «Цвет/WB…1 1-10/14» две важные строки. Вторая – «Устан.приор.в AWB», очень полезно опробовать три варианта новых автоматов баланса белого – «Страндартный», «С учетом цветовых акцентов окружения» и «По точке белого». Третья – «DRO/Авто HDR», в среднем положении я рекомендую не устанавливать DRO Auto, а поставить DRO Lv1. Может спасти, но не испортит.
На этом же экране 1-10/14 находится вход в настройки «Творческого стиля», «Эффекта рисунка» и «Профиля изображения», они важны для многих. Если вы не портретист-любитель, то настройка «Эфф.мягк.кожи» на экране «1-11/14» вам не нужна.
На экране «Помощь при фокусировке 1 1-12/14» полезно настроить яркость и цвет линий пикинга и включить помощь ручной фокусировки.
Уникальна для камер RX-10 настройка направления кольца зуммирования на странице 1-13/14.
Любителю очень полезна функция «Автокадрирования 1-14/14», пока он не научится основному правилу начинающего: «Подойди ближе, убери лишнее, оставь главное». Остальным предлагаю ее отключить.
«Камера 2»
На «Второй Камере, Видео 1» следует помнить, что от избранного формата файла зависит тип работы стабилизатора. Хотите пользоваться великолепным «Интеллектуальным активным SteadyShot» (2-3/10), выбирайте XAVC S HD 25p50M на строке 2-1/10.
Последняя строка в разделе 2-1/10 описывает качество фотокадра, захватываемого из видеозаписи в режиме Dual Rec, рекомендую «Сверхвысокое» и «L: 17Мб» (размер изображения почему-то уже на следующем экране 2-2/10).
Раздел 2-2/10 содержит две «загадочные» строки: «Скорость AF» и «Чувствительность следящего AF». Они вроде описывают работу в видеорежиме, но фотографы, включив «Быстрая» (скорость) и «Чувствительный» (AF), начинают чувствовать 15-процентный прирост скорости! Ну, и пусть...
Для камеры RX-10 важный настраиваемый параметр – «Скорость увеличения» (2-6/10). Рекомендую установить «Быстрая» навсегда и на третьей, и на пятой строках.
На странице 2-10/10 встречаем первую строку «Звуковые сигналы». Тут её не надо настраивать, это – нам напоминание ввести управление звуком камеры в оперативное экранное Меню Fn.
«Воспроизведение»
На вкладке «Воспроизведение» есть важная четвёртая строка – «Отобр.гр.непр.съем». Это очень приятный вариант отображения результатов съёмки, как «пачек» снимков, где каждая серия – одна виртуальная пачка.
«Настройка/Чемодан»
В «Чемодане» 5-1/6 я рекомендую включить «Поддержку Gamma», даже если вы только фотографируете.
На странице 5-2/6 - «Качество отображения» устанавливаем «Высокое». На энергопотребление оно не повлияет настолько разрушительно, как на ваше восприятие результата съёмки. Спешно рассмотренные в низком качестве, они случайно удаляются. Бывает и такое...
Сенсорика и слежение
Теперь переходим к самому интересному - настройка сенсорики и слежения. На экране 5-2/6 последняя строка - «Сенсорное управление». Рекомендую включить «Сенс.пан+тачпад». На экране 5-3/6 первая строка – «Настройки тачпада», включаем «Упр. в вер. Ориент.». Режим позиционирования сенсора – «Относительная позиция». «Область управления» необходимо выбрать индивидуально, для пробы рекомендую вариант «Справа ½».
Теперь перейдем к AF-C (следящий автофокус). Область фокусировки – «Следящий AF: Рег.пятно АФ S», это находится внизу столбца вариантов.
Размер зоны фокусировки подбираем индивидуально. Видим символ подвижной точки фокусировки с маленькой кнопкой спуска справа и стрелочкой, на кнопку спуска указующую. Подносим камеру к глазу, подушечкой большого пальца ведём по экрану – в видоискателе ползёт по траектории большого пальца метка автофокуса. Поймали нужный объект, дожали кнопку спуска указательным пальцем. Центральный захват автофокуса начинает сопровождать «цель» в системе 4D-Focus, опираясь на цвет-размер-форму объекта. И сам следит за движением объекта в то время, как фотограф может и сам двигаться, пока не дожмёт спуск или не отпустит спуск.
Функция Eye-AF
Отдельное удовольствие – фокусировка в зрачок Eye-AF. Я рекомендую назначить эту функцию на удобную кнопку, например, на AEL (сама функция экспопамяти завязана уже на кнопку спуска и связана с точкой фокусировки). В AF-C работает активная Eye-AF!
Однако есть минусы. При «зажатой» функциональной (любой) кнопке не работает зум. Сначала компонуем кадр, затем над ним «издеваемся»...
Меню быстрого доступа
Что должно быть в меню быстрого доступа под кнопкой Fn? Всё это очень индивидуально!.. Типы фокусировки у RX-камер задаются переключателем около объектива – так что в меню их выводить не надо.
Выбор зоны фокусировки, метода замера, актуальный режим автоматики (чтоб не лезть на верхнюю крышку при работе на высоком штативе), переключатель звуков/беззвучности камеры, переключатель LiveView…
Для творческих людей полезно в Fn держать все три творческих вкладки: «Творческий стиль», «Эффект рисунка», «Профиль изображения».
На камерах RX есть встроенная вспышка и если вы используете её, то в «подвале» полезно держать команду управления режимами вспышки и экспокоррекцию импульса вспышки. К сожалению, она сильно отличается меньшей функциональностью от «гнущейся» в двух плоскостях ножки вспышки камер RX-100, но для самодельных светоформирующих насадок – достаточна.
На верней крышке камеры есть ЖК-экран параметров, но чувствительность (ISO) на нём не отображается. Поэтому имеет смысл вывести ISO в одно из окошечек Fn-«подвала».
Узнать больше про камеру: https://www.sony.ru/electronics/cyber-shot-compact-cameras/dsc-rx10m4
Ознакомиться с нашим тестом камеры можно здесь: https://www.sony.ru/alphapro/articles/test-sony-cyber-shot-dsc-rx10-iv-professionalinyj-podhod
Октябрь 2018