Колонка эксперта
«Качество/Размер изображения»
Самым захватывающим фактором в общении с новейшими цифровыми фотокамерами Sony (A6500/6300/A7M3/A7RM3/A9) оказывается настройка экранного меню. Однако практика показывает, что 80 процентов пользователей за первые 6 месяцев работы с камерой этого не делают. Таким образом, по многочисленным просьбам фотографов, мы решили показать, как организовано меню в моих камерах на примере экранного меню Sony Alpha 7R III. Все советы мы разделили на тематические статьи, каждая из которых посвящена соответствующему разделу меню.
«Звёздочка/Мое меню»; «Качество/Размер изображения»; «Режим съёмки/Работа затвора»; «Экспозиция»; «Фокусировка»; «Цвет/Баланс белого/Обработка изображения»; «Вспышка»; «Помощь при фокусировке»; «Помощь при съемке»; «Видео»; «Затвор/SteadyShot»; «Увеличение»; «Отображение/Автопросмотр»; «Настройка (Чемодан)»; «Сеть и воспроизведение»; «Пользовательские операции», «Пользовательские клавиши», «Пользовательское меню».
Самая большая группа настроек - так называемая «Первая камера», или «Красная камера», состоит из 14 вкладок. Первые две - «Качество/Размер изображения» (1/14 и 2/14).
Параметры файла
Первая строка в первой вкладке - выбор типа файла. Большинство фотографов сегодня пользуются форматом RAW (Sony ARW). Мастеру он позволяет добиваться максимального качества и подгонять файл под требования клиента и полиграфии/постобработки. Художнику - изменять изображение, в соответствии со своим вИдением. Наконец, любителю RAW-формат позволяет исправлять ошибки, сделанные при съёмке.
RAW требует «проявки», которая переместилась из тёмной химической лаборатории на светлый компьютерный стол и теперь выполняется в специализированном программном обеспечении. Но времени отнимает не меньше.
RAW-файлы могут быть сжатыми и несжатыми - сколько за это боролись! В последнем случае они оказываются огромными и требуют высокой компьютерной мощности. Угодить пользователю не удастся никогда: хочется такого RAW-файла, чтоб и качество, как у не-сжатого, и объём - как у файла в формате JPEG.
Первая строка в первой вкладке - выбор типа файла.
JPEG компактен, но может быть подвержен много меньшим коррекциям, и при каждой падает качество результата. Таким форматом пользуются фотографы, снимающие в студии с контролируемым светом, или уверенные в своих рефлексах профессиональные пользователи. Любитель к JPEG/JPG-файлу относится как к «заметкам» на полях блокнота. А зря.
Указанный вариант настройки - RAW и JPEG (первый файл - несжатый, второй — в сверхвысоком качестве) - самая затратная вариация с максимальным качеством. Если у вас небыстрая карта памяти и вы пытаетесь снимать спорт в серийном режиме, то при этом варианте настройки можно встретиться с серьёзным затормаживанием камеры.
Аппарат даёт возможность снимать не только со сжатием, но и с меньшим разрешением. Для A7R III, на примере которого мы рассматриваем меню, это 42, 18 и 11 мегапикселов в формате JPEG. Также камера Sony может снимать с соотношением сторон кадра 3:2 и 16:9. Пользователю в этом также никак не угодить - многие просят 4:3 или 1:1...
Последняя строка - APS-C/Super35. Эта настройка позволяет использовать объективы с байонетом Sony E от неполнокадровых, «кропнутых» камер. В 90 процентах случаев, они, установленные на полнокадровую модель, вызовут появление виньетирования.
Эта оптика рассчитана на покрытие круга с диагональю 28 мм, в который вписан прямоугольный кадр 25,1х16,7 мм. А параметры малоформатного изображения в полтора раза больше.
Тем не менее некоторые объективы (широкоугольные, макро) в определённых ситуациях можно использовать — аварийные никто не отменял! И тогда камера может работать либо с виньетированием и полным разрешением, либо без виньетирования в уменьшенном разрешении. Поэтому рекомендую включить режим «Авто» и - более не трогать.
Шумы, цвет, искажения
Вторая вкладка в разделе «Качество/Размер изображения» - управление шумами, цветом и искажениями. Шумоподавление на длительных экспозициях имеет смысл включать именно в экстремальных ситуациях и - осознанно. Например, при астросъёмке камера теперь умеет отличать звезды от шумов. Но этот процесс всё же лучше контролировать.
Вторая вкладка в разделе «Качество/Размер изображения» - управление шумами, цветом и искажениями.
Система зонального подавления шумов от компании Sony работает эффективно и в фоновом режиме, а сами сенсоры шумят достаточно мало. Объём шумов зависит от множества факторов, например, от длинны световой волны осветителя.
Строка «Шумоподавление высокого ISO» имеет три варианта настройки — «нормальное» (шумоподавление), «низкое» и «выключено». У меня включено «нормальное», и оно не мешает.
Выбор цветового пространства достаточно прост. Adobe RGB используется для полиграфических, репродукционных и студийных задач с точно управляемым светом. Во всех остальных ситуациях - sRGB.
Коррекция объектива: все три строки в настройке - в «Авто». Пусть так и стоят. Экспериментаторы сами разберутся, а для практиков «Авто» - то, что надо.
Узнать больше про камеру ILCE-7RM3 - https://www.sony.ru/electronics/interchangeable-lens-cameras/ilce-7rm3
«Режим съёмки/Работа затвора»