Статьи
Sony в соцсетях
1

Необыкновенные приключения фотографа в Нью-Йорке,

или Техника съемки сферических панорам с использованием выносного шеста

Сергей Семенов

Идея этого панорамного снимка с романтическим названием «Нью-Йорк, я люблю тебя...» родилась в команде AirPano ровно 10 лет назад. Однако подходящий случай появился только в январе 2010 года.

Сразу следует отметить, что в Нью-Йорке, как, впрочем, и в других городах Америки, открывающиеся окна в небоскребах — большая редкость. А если из окна открывается замечательный вид — это просто удача. Отель Millennium UN Plaza мы обнаружили случайно еще в 2005 году с помощью простого интернет-поиска по фразе «красивый вид на Манхеттен».

Так получилось, что в начале января 2010 года я отправился в Нью-Йорк один. Соответственно, этот необычный кадр сделан мною в одиночку, без каких-либо помощников. Однако это было бы невозможно без тщательной подготовки в течение трех лет. Нам пришлось решить несколько проблем. 

Самой очевидной сложностью стала съемка за пределами окна на длинных выдержках в темное время суток. В дневное время суток с этим особых проблем не возникало, поскольку выставлялись короткие выдержки, которые компенсировали колебания камеры, установленной на выносном шесте. А вот ночью и на ветру эти «колебания» могли достигать такой амплитуды, что полностью разрушали снимок. Тем не менее в темное время суток необходимы длинные выдержки. Как быть?

Мы соорудили конструкцию, состоящую из штатива, который располагался в помещении, полутораметровой штанги, крепления, панорамной головки и камеры с объективом. Чтобы 5-килограммовая конструкция за окном не улетела вниз, забрав с собой и штатив, мы решили использовать противовес из трех больших бутылок минеральной воды. Бутылки помещались в пакет и подвешивались на штангу. Общая стоимость оборудования достигала 15 тыс. долларов. Для полного успокоения было решено привязать к камере веревку, противоположный конец которой крепился к ножке кресла.

Тренировочная съемка в Москве

Другая проблема — глубина резкости. Нужно было получить от 40 см до бесконечности, а закрывать диафрагму до максимальных значений мы не могли по причине длинных выдержек в темное время суток. Пробовали устанавливать фокусировку на гиперфокальное расстояние, но результаты не устроили. Отодвигать камеру на штанге тоже был не вариант, поскольку должна была оставаться возможность дотягиваться до нее рукой в случае необходимости. В результате решили применить «брекетинг по резкости», или «стекинг».

Суть приема заключается в том, что делается несколько снимков с наводкой на резкость на различные планы, с разной дистанцией фокусировки. Иными словами, первый кадр снимается с фокусом на объект съемки, потом делается сдвиг на передний план, и затем на задний. Как правило, делается не три, а несколько кадров, все зависит от скрупулезности фотографа. В процессе постобработки все слои сводятся в единый кадр, и получается максимально резкое изображение. Это и есть стекинг.

Таким образом, в Нью-Йорке городское окружение снималось с фокусом на бесконечности, а комната, оконная рама и ближайшие окна в здании - с фокусом на один метр.

«Нью-Йорк, я люблю тебя...». Манхэттен, Нью-Йорк, США, 2010

Сергей Семенов в отеле Millennium UN Plaza

Затем нам пришлось решить вопрос с динамическим диапазоном. Нужно было уместить яркости сюжетов на улицах Нью-Йорка и в комнате в диапазон камеры. Для этого по каждой серии съемок вручную рассчитывался брекетинг с замером крайних точек диапазона по улице и в помещении. Фактически делался HDR.

Здесь мне нужно отметить, что я снимал не планарную панораму, которая здесь представлена, а сферическую с возможностью просмотра сюжета с разных ракурсов, поэтому задача была гораздо сложнее.

Итак, сферу было решено снимать в высоком разрешении на 16-мм fisheye-объектив по схеме: 6 кадров по кругу и 3 кадра в зенит с использованием слим-ротатора (панорамная головка). Изначально планировалось снимать и надир, однако перекрытий кадров в надире было достаточно и отдельного кадра решили не делать. Кроме того, поворот камеры вниз за окном занял бы слишком много времени.

Съемочный процесс осложняло то обстоятельство, что все операции нужно было делать быстро, потому что съемка проводилась в короткое «режимное время», когда вечернее освещение наиболее интересно и меняется очень быстро, а полный цикл съемки сферы с брекетингом и вращением камеры занимал около 5 минут.

Управление камерой осуществлялось с помощью пульта ДУ, который крепился в «горячий башмак» камеры.

Наконец, как убрать конструкцию из кадра, чтобы потом ее можно было вернуть в то же положение. Для этого рулеткой измерялось положение камеры за окном, на подоконнике фломастером делалась соответствующая отметка (потом была стерта с помощью жидкости для очистки матриц), после чего вся конструкция переносилась внутрь комнаты. Камера за окном оставалась в руке в той же точке — делался снимок.

Перед моим вылетом в Нью-Йорк мы провели в Москве тренировку. На этом этапе, например, обнаружился следующий нюанс. Если собрать всю конструкцию и выдвинуть камеру за окно, то после этого невозможно повесить на штангу пластиковый пакет-противовес - это нужно делать заранее.

Другой вариант снимка «Нью-Йорк, я люблю тебя...»

Итак, я прибыл в Нью-Йорк в начале января 2010 года. Предварительно мы договорились с консьержем, чтобы меня поселили в номер на 40-м этаже в западной башне отеля Millennium UN Plaza (всего их две), поскольку только отсюда открывается наиболее выигрышный вид на город, на Манхеттен.

Снимал я с вечера до рассвета - сделал много дублей с разным светом). С залива дул влажный леденящий ветер. Семь градусов холода моментально превращались в полноценные минус 20 мороза. Не помогал даже включенный на полную мощность обогреватель в номере, двое штанов, горнолыжный костюм и шарф. Всего за один час съемки я промерз до самых костей. К середине ночи понял, что так долго не выдержу и решил делать перерывы, во время которых бегал в душ — греться. После очередного такого прогрева в душе я надел вместо лыжного комбинезона новый костюм Boss, зачесал трясущимися руками мокрые волосы, встал перед окном и заставил себя сделать несколько романтичных кадров. Единственное, что выдает сложные условия съемки — это трепещущий на ветру краешек пиджака.

После ночной съемки с открытым окном я поспал пару часов в «морозильной комнате», потом в шесть утра заказал завтрак в номер и быстренько доснял несколько сюжетов, пока солнце не встало.

Вот такая необычная история создания этой панорамы.

Alpha-совет:

Повторите мой опыт съемки панорамы, только уделите особое внимание сохранности вашей фототехники, которая окажется за пределами помещения.

поделиться