Мир никогда не будет прежним. Особенно остро я ощутил это после общения с теми, кто спасает людей. Вместе с фотографом Александром Мурашкиным мы выступили инициаторами фотопроекта #НаПередовой как часть акции #МыВместе. Он посвящен героям нашего времени – людям, которые борются с коронавирусом. Волонтеры, продавцы, водители, врачи, медсестры, ученые, разрабатывающие вакцину.
Ещё в конце марта мне пришла в голову мысль, что сейчас в Государственном научном центре вирусологии и биотехнологии «Вектор» (Новосибирск) во многом творится история. Ведётся работа над вакциной, разрабатываются тест системы. Захотелось запечатлеть эту работу, ее героев. Я предпринял определенные попытки согласовать съемку через те контакты, что были у меня. Но безуспешно... Наконец, раздался звонок: «Антон, а вы в «Векторе» поснимать не хотите?». «Конечно!», - ответил я. К слову, в свое время «Вектор» стал моим первым местом работы по специальности «биофизика».
Вначале я хотел снимать документальные работы, чтобы они остались в качестве свидетельств нашей эпохи. Но в итоге мы с Александром Мурашкиным решили остановиться на портретном варианте, как наиболее доступному для широкой публики.
Сначала рассматривали диптихи, по аналогии с проектом «Что такое море?» и некоторых других, которые я сделал в этой стилистике - портрет героя размещается рядом с текстом, написанным его рукой.
Я снял несколько таких работ, но оказалось, что в наших условиях этот вариант содержит определенные сложности. Представьте себя после 12-часовой смены. Ладно, вас сфотографировали, а тут ещё надо поделиться мечтой или заветным желанием. А все слова в такой ситуации, как известно, куда-то пропадают.
Проблему можно было бы решить бОльшим количеством попыток, поскольку у многих героев все получалось быстро и сразу. Но именно временнОго ресурса не было в данном случае. В итоге был сделан выбор в пользу графики. С одной стороны, это ещё больше отдалило проект от классической фотографии, а с другой, выглядело вполне логично с точки зрения усиления его читаемости.
Работы Антона Уницына из фотопроекта #НаПередовой
Данная серия портретов снималась в инфекционной больнице. В «красную зону» меня решили не запускать - слишком много рисков. Поэтому медсестры и врачи по одному приходили ко мне в свободное реанимационное помещение, где я их и снимал.
Снимать было интересно. Например, я увидел героев научного фронта, тех, кто создаёт тест системы, изучает вирус, создаёт вакцину. Особенно мы акцентировали внимание на медсестрах. Потому что вся тяжесть борьбы с коронавирусом ложится на них ничуть не в меньшей степени, чем на врачей. Это как раз та история, которая заслуживает того, чтобы быть рассказанной. Никто из медработников не отказывался от съемки. Спрашивали, что это будет, и, как правило, снимались с пониманием, с желанием.
Отдельная история - синие костюмы. Это максимальная степень защиты. Всего через пару минут ребята, что надели их, покрылись крупными каплями пота. Как в них работать часами, я не знаю, но у них как-то получается.
Больше всего мне дорог портрет научного сотрудника «Вектора» Олега Пьянкова, где он надевает синий защитный костюм. Портрет получился случайным. На самом деле, я планировал снять Олега уже в костюме. А пока он облачался, просто снимал репортажно то, что происходило. Но удалось поймать такой момент движения и состояния, что в итоге для проекта я выбрал именно этот практически случайный снимок
Во время съемки обязательно надевал маску. Перчатки не брал, но постоянно использовал антисептик. Фототехнику не защищал, но после завершения работы обязательно проводил дезинфекцию. Применял кожный антисептик с широким спектром действия. Использовал камеру Sony A9 и объектив Sony Carl Zeiss Distagon T* FE 35 мм F1.4 ZA.
Страха по поводу того, что я могу получить инфекцию и заболеть, не было. Больше переживал за родителей, чтобы не заразить их. Поэтому на время съемок и после их завершения еще две недели старался с ними не видеться. Да и вообще по минимуму взаимодействовал со своим окружением. У меня был в основном такой график: дом - магазин - дом, иногда дача.
Антон Уницын во время работы над фотопроектом #НаПередовой. Во время съемки он надевал маску. Работал без перчаток, но постоянно использовал антисептик. После завершения съемки проводил дезинфекцию фототехники - камеры Sony A9 с объективом Sony Carl Zeiss Distagon T* FE 35 мм F1.4 ZA
C Александром Мурашкиным мы снимали не просто по отдельности, но в разных городах и разных учреждениях. Объединяет наши снимки концепция - показать людей на передовой борьбы с коронавирусом. А по стилистике наши снимки различны - у нас была творческая свобода. В проект #НаПередовой вошло чуть больше ста моих работ. Часть из них портретные, часть - репортажные.
В будущем, когда пандемия закончится, и страна вернётся к обычному ритму жизни, надеюсь, пройдет выставка, куда войдут портреты героев, которые были #НаПередовой. Хочется, чтобы все мечты, которыми поделились герои проекта, сбылись. Люблю истории с хорошим концом.
Август 2020