интервью
Почему вы стали заниматься фотографией?
Фотография для меня - абсолютно естественная среда, как родной язык. На мой взгляд, она представляет собой наиболее доступное средство для выражения эмоций. Конечно, есть стихи, музыка, но с их помощью гораздо сложнее передать эмоции. Однако пришел я к фотографии не сразу. В 2004 году окончил Уральское училище прикладного искусства (сейчас это филиал Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова — прим. ред.). Три года работал по своей специальности «дизайн среды», занимался интерьерами. Лучшие решения мы отправляли на конкурсы, которые проводил журнал «Ле» (выходил в издательстве Tatlin в период 2002-2008 гг.; в 2008 году переименован в журнал LAB). С этого момента меня и стала затягивать фотография. Наконец, в 2005 году я купил камеру Sony Cyber-shot DSC-F828. Потом была зеркальная фотосистема, форматная техника и проч.
Свой стиль определяет так: «Скрупулезное исследование того, что происходит на границе света и тени»
Как вы можете описать свой оригинальный стиль?
Я буду говорить о художественной фотографии. Следует понимать, что суть фотографии, как светописи, раскрывается только в процессе скрупулезного исследования того, что происходит на границе света и тени. Именно этим исследованием я и занимаюсь. Стилистически моя фотография представляет собой взгляд в прошлое, бесконечные попытки продолжить развитие модернистской идеи, жизнь старой фотографии. Наконец, в моей фотографии, как правило, форма преобладает над содержанием.
Как происходит ваш творческий процесс?
Сначала я придумываю идею съемки. Сосредотачиваюсь на образе, почти отключаюсь от окружающего мира, включаю музыку и размышляю. Делаю детальные зарисовки — как будет стоять модель, поворот корпуса, головы, положение рук, проч. Так рождается моя визуальная история. И потом уже в студии я не размышляю, но сразу включаюсь в работу, чтобы получить тот образ, который создал - замыслил. Для этого использую свет, различные насадки, зеркала, создаю световые эффекты. На стадии постобработки мне уже фактически не нужно ничего делать.
Как вы можете описать понятие «хорошая фотография»?
Наверное, любая фотография хороша, если ей удается достигнуть результата — передать изображение, вызвать у зрителей эмоции. И даже если композиция нарушена, или присутствует нерезкость. С другой стороны, мы часто не отмечаем те работы, которые не понимаем, и я здесь не исключение. Например, много лет назад приобрел альбом Дэвида Армстронга/David Armstrong. Посмотрел и.. не принял его работы, потому что не понял их. И только спустя много времени я, наконец, оценил этого фотографа, художника, исследователя. Возникает вопрос: хорошие у него фотографии или нет?.. Поэтому, когда сейчас я смотрю чужие работы и не понимаю их, то обычно говорю себе, что просто не дорос до них, что мне требуется время. В то же время это правило не следует распространять на любительские фотографии. В этом контексте следует различать любительский стиль и примитивизм.
«Снимаю я на цифру, но сущность моей технологии аналоговая»
Какой у вас самый значительный творческий результат?
Если говорить о художественной фотографии, то это - осознание своего стиля. Вернее понимание, что мой стиль существует не только в моем авторском представлении, но что его могут отличить зрители, что мои фотографии невозможно спутать с работами других авторов. У меня переход от обучения к реальному творчеству длился долго. Я копировал других авторов, занимался интерпретациями, пока, наконец, не пришло осознание того, что мои работы уже невозможно спутать с другими. Вот это осознание и является для меня самым значительным результатом на текущий момент.
О чем больше всего сожалеете?
Если говорить о неудачных работах, то я никогда не воспринимаю неудачными те, которые выглядят таковыми в глазах зрителей. Для меня они остаются интересными. Эти работы - поучительны. Я изучаю их и стараюсь понять, что сделал не так, в чем оказался неправ. Никогда не нужно воспринимать неудачную работу как фиаско в творчестве. В любом случае эти результаты необходимы вам, чтобы перейти на другой уровень. Конечно, не нужно их выставлять и убеждать зрителей, что они хорошие. Самокритика должна работать на созидание, а не на саморазрушение. С другой стороны, любому человеку, и уж тем более творческому, крайне необходима поддержка близких. В моем творчестве были метания, и в эти периоды я нуждался в поддержке, хотел получить понимание и соучастие, а сталкивался с жесткой критикой, что, дескать, мои работы неактуально в современном мире. Поэтому приходилось сожалеть, что коллеги не понимают моего искусства. Тем не менее я нашел своего зрителя.
Какая у вас мечта?
Наверное, я не могу похвастаться особо прозорливым стратегическим мышлением. Я больше тактик, и мне легче разглядеть ближайшие этапы, чем всматриваться в даль. На данном этапе мне хочется найти своего заказчика, причем интересного, найти своего зрителя, обязательно неравнодушного, а также войти в фэшн-фотографию.
Какие знаковые имена в визуальных искусствах вы можете отметить?
Фотограф Франтишек Дртикол/Frantisek Drtikol оказал значительное влияние на мои светотеневые эксперименты. К слову, он работал с Ман Рейем/Man Ray, который в свое время тоже выступал для меня творческим ориентиром. Эрвин Блюменфельд/Erwin Blumenfeld, известный креативными экспериментами с оптикой и отражениями, также повлиял на меня. Если говорить про кинематограф, это режиссеры Вим Вендерс/Wim Wenders и Йорген Лет/Jørgen Leth, у которого я хочу отметить фильм «Совершенный человек» (1967). Конечно, режиссер Ларс фон Триер/Lars von Trier. Его фильмы вообще воспринимаются как учебники жизни, например, та же лента «Рассекая волны». Я даже назову его зарубежным Достоевским. Хотя многие обвиняют Триера в жестокости. Отдельно хочу сказать про ученых-психоаналитиков первой половины 20 века. Пауль Федерн и Сабина Шпильрейн в разное время ввели понятие «мортидо», которое означает желание саморазрушения человека. Собственно, моя черно-белая серия так и называется - «Либидо и Мортидо»/«Libido & Mortido». В 2018 году в международном конкурсе «Russian IPA» она заняла первое место в категории «Ню» среди профессионалов.
Вы ведете преподавательскую деятельность?
Собственно, преподавать я начал еще в Уральском училище прикладного искусства, где сам учился. А вот мастер-классы по фотографии провожу только с недавнего времени. Они проходили в Москве и Екатеринбурге. Любопытно, что в фотографию пришло несколько моих знакомых, которых вдохновил мой пример. Технике съемки они учились у меня, однако теперь у каждого — свой стиль. Кстати, есть фотографы, которые не ходят на мои мастер-классы, но подражают стилю. Недавно я даже сделал подборку из таких авторов. Очень интересно изучать их работы. Вроде я, а вроде и не я... (смеется). Буду наблюдать. Уверен, что скоро у них сформируется своя стилистика. Однако я обязательно буду гордиться, что мои работы вдохновили этих людей. А из своего творчества я никогда не делал секрета. Всегда подробно рассказываю, как было реализовано то или иное решение. В свое время я тоже начинал с подражания, и творческими ориентирами выступали Хорст П. Хорст/Horst P. Horst и Ман Рей/Man Ray.
Совет начинающим: «Погружайтесь в тему, не думая особо над тем, как выразить идею визуально. Нужно экспериментировать, а не думать о технике исполнения»
Какие советы можете дать новичкам?
Среди начинающих фотографов нередко встречаются очень амбициозные личности, которые не желают изучать историю фотографии, знакомиться с творчеством именитых авторов, подражать им. Они считают, что нужно замкнуться и искать ответы в себе. К сожалению, так это не работает. Напротив, надо быть эрудированным человеком и осознавать свою причастность к тому времени, в контексте которого ты существуешь. А время сейчас шикарное: интернет, огромное культурное наследие, множество аналитики, например, книги Шарлотты Коттон/Charlotte Cotton, которая произвела систематизацию современной фотографии. К историческому и культурному наследию следует относиться открыто, впитывать, как губка, и даже не ограничиваться исключительно фотографией, но смотреть, что происходит в других искусствах - кинематограф, живопись, графика, танец. Начинающим могу рекомендовать погружаться в тему, не думая особо над исполнением, как выразить идею визуально. Нужно экспериментировать, а не думать о технике исполнения. И мыслить нужно широко.
* * *
Георгий Майер сильно отличается от современных фотографов своим академическим подходом к фотографии. При этом он приветствует прогрессивные цифровые технологии. Можно даже сказать, что способ мышления у него классический, даже аналоговый, но реализация — цифровая. И в ряду современных визуальных образов работы Георгия Майера смотрятся не просто органично, но выигрышно.
Подготовил Владимир Нескоромный
Февраль 2019